Найти тему

Директор музея (к биографии Коренева А.Г.)

Для меня всё началось в тот момент, когда заместитель директора Ялтинского историко-литературного музея Петренко Л. В. предположила, что на фотографиях, доставшихся мне от моего прадеда Дешкина Н. А., изображен Ялтинский Художественный Музей, а на одной из них, возможно, директор этого музея – Коренев Анатолий Григорьевич. С тех пор начались поиски всего того, что доказывало бы эту гипотезу.

C самим музеем проблем не было – по нему достаточно много источников. А вот история жизни директора этого музея открывала свои тайны в течение длительного времени. Но упоминание его имени в издании «Реабилитированные историей» позволило обратиться не только к доступным на тот момент источникам, но и в ГАРК.

Как удалось установить, Анатолий родился 29 февраля 1868 г. в г. Харькове. Его отец был купцом 1-ой гильдии. Эти данные позволили установить имя отца – Коренев Григорий Андреевич (?-1893). Энциклопедия фамилий Харьковской губернии говорит о нем, как о председателе правления Донецкого каменноугольного товарищества. Устав этого товарищества, которое имело название «Кореневъ и Шипиловъ» был рассмотрен и Высочайше утвержден Государем Императором 2 июня 1890 г. К сожалению, о матери Анатолия пока ничего найти не удалось.

У Анатолия была старшая сестра Лидия (1864-1907), которая в 20 лет вышла замуж за богатейшего купца, известного коллекционера французской живописи Щукина С. И. (1854-1936).

Семья Щукиных не только активно участвовала в коммерческой деятельности семьи Кореневых («Торговый дом в Москве И. В. Щукин с сыновьями» был соучредителем Товарищества «Кореневъ и Шипиловъ»), но и, видимо, оказала большое влияние на выбор Кореневым А. Г. своего жизненного пути в искусстве, ибо после окончания Харьковского университета (в 1895 году он окончил естественное отделение физического факультета по специальности фитобиология) он уезжает в Москву для изучения живописи. Как пишет Андросов С. А. в своей статье «Из музейного прошлого усадьбы «Сельбиляр» в Ялте (1920-1927)»: «Благодаря своей сестре … А. Г. Коренев получил возможность в течение нескольких лет работать в … галерее [Щукина С. И. – прим. авт.]. Данное обстоятельство в значительной мере предопределило его дальнейшую судьбу. Увлечение живописью, переросшее в серьезное изучение истории искусства в крупнейших европейских музеях, сделало его довольно квалифицированным искусствоведом». Правда, Щукины картин своего нового родственника никогда не вешали, ибо, по их мнению, был он художником-любителем.

Где-то на рубеже веков Коренев А. Г. женится и в 1900 г. в семье появляется дочь. В это время он с семьей часто ездит за границу и выполняет поручения московских коллекционеров по покупке картин.

В 1914 г. Коренев А. Г. призывается в государственное ополчение. С 1917 г. служил в должности младшего офицера в 72 Ополченской конной сотне. В январе 1918 г. вышел в отставку по достижению предельного возраста в чине прапорщика. Был награжден Орденом Святой Анны 4 степени и Орденом Святого Станислава. После выхода в отставку Коренев А. Г. стал жить в Крыму.

С конца 1920 по 1927 год Коренев А. Г. был директором Ялтинского Народно-Художественного музея. Видимо, как директор, он проживал в здании музея по адресу Аутская ул., 33. Вместе с ним проживали его жена 42 лет, артистка и дочь, Лидия Бектабекова, 25 лет, балерина.

26 октября 1924 г. Коренев А. Г. был арестован сотрудниками Ялтинского Погранотделения ГПУ Крыма. Ему предъявлено обвинение: «в сокрытии своего воинского звания поручика старой армии, ложное письменное показание в анкетах о принадлежности к прапорщикам, незаконное хранение огнестрельного оружия» по статьям 60, 90 и 220 УК РСФСР. Ни в одном из предъявленных обвинений Коренев А. Г. виновным себя не признал.

Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 5 декабря 1924 г. Коренев А. Г. из-под стражи освобожден, но ему запрещено проживать в городах Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Крыму и пограничных губерниях сроком на два года. Однако, 7 августа 1925 г. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ ему разрешено проживание в Крыму. В 1995 г. Коренев А. Г. по этому делу реабилитирован.

Следующий период жизни Коренева А. Г. достаточно изучен – в 1927 году он становится первым директором Севастопольской художественной галереи и находится на этом посту до декабря 1939 г. Потом он был переведён в Алупкинский дворец-музей на должность заместителя директора по научной части. И причиной тому, видимо, стала его дочь Лидия, которая была женой князя Бектабекова Николая Георгиевича (1893-1937). Бектабеков Н. Г. с 1923 г. по 1927 г. работал в Ялте, потом перебрался в Ленинград, работал балетмейстером в Оперном театре и Государственной консерватории. Арестован 27 февраля 1935 г. Особым совещанием при НКВД СССР 4 марта 1935 г. осужден как «социально опасный элемент» на 5 лет ссылки. Отбывал срок вместе с женой в г. Саратов. Вновь арестован 28 октября 1937 г. Тройкой УНКВД Саратовской области 17 ноября 1937 г. приговорен за «антисоветскую агитацию» к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Саратов 21 ноября 1937 г. В это же время Бектабекова Л. А. осуждена на 10 лет ИТЛ. Отбывала срок в Каргопольлаге. После освобождения из лагеря некоторое время жила в посёлке Ерцево и, уезжая, оставила несколько книг библиотеке поселка. Работники библиотеки в своих исследованиях пишут о Кореневой Л. А., как о балерине Большого театра.

О жизни Коренева А. Г. в предвоенные годы и годы оккупации написано в воспоминаниях Щеколдина С. Г. «О чем молчат львы» с единственным дополнением из собственноручно им написанного Отчета о разграблении ценностей Алупкинского историко-бытового и художественного дворца-музея немецко-фашистскими оккупантами и об отношении последних к этим ценностям в период оккупации, т.е. с 9 ноября 1941 года по 15 апреля 1944 года (подписан 2 мая 1944 г.). В Отчете Щеколдин С. Г. пишет, что Коренев А. Г. был директором Алупкинского музея до 1 марта 1942 г. (видимо, после «бегства» в эвакуацию прежнего директора), а «затем, по приказу Горуправы, научным консультантом до его смерти от голода, последовавшей 28 мая 1942 года». К сожалению, на его могилу, как свидетельствует Щеколдин С. Г., была положена безымянная плита. Жена Анатолия Григорьевича уехала в Симферополь и Щеколдин С. Г. связь с ней потерял.

И тем радостнее и, одновременно, печальнее стало мне в тот момент, когда я обнаружил, что в мае 2014 г. на одном из аукционов Москвы за 14000 руб. был продан архив художника Коренева А. Г. Среди прочего в нем находилось:

Автограф Грабаря И. на машинописной просьбе в Народный комиссариат социального обеспечения о материальной помощи вдове Коренева А.Г., 1944;

Рукописная копия ходатайства Бирзгала Я. П., директора Алупкинского дворца-музея, о назначении Кореневу А. Г. звания Героя труда, 1935;

3 фотографии Коренева А. Г.; 20 фотографий Севастопольской Картинной Галереи; 23 фотографии музеев и архитектурных памятников.

Вот так он жил – ДИРЕКТОР МУЗЕЯ.