В нынешнем году исполнилось бы 105 лет со дня рождения моего знаменитого земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 гг.) – ближайшего соратника и друга Сергея Королёва, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда, заслуженного изобретателя РСФСР.
Лично меня с детских лет очень волновала космическая тема, а в зрелые годы мне довелось работать в пресс-службе двух ведущих стратегических предприятий страны, связанных с космической отраслью начиная с полёта Ю. Гагарина, В. Терешковой, Г. Титова… Конечно, интересовался я и судьбой Василия Павловича.
Мысль о запуске человека в космос была, по признанию Василия Мишина, давней и заветной мечтой его друга и соратника Сергея Королёва. А другая главная мысль – скорее сделать ракету, которая доставала бы Америку. Американцы сразу после 45-го окружили СССР плотной сетью военно-воздушных и военно-морских баз. Их «летающие крепости» курсировали вдоль наших границ и могли в любой момент доставить атомную бомбу. То есть они достигали любого советского города, а мы их – нет. Потому и понадобилось создание транспортного средства, которое помогло бы сделать Соединенные Штаты уязвимыми и таким образом добиться стратегического паритета. Изначально это было средство вынужденной защиты… Именно об этом не раз говорил ракетчик В.Мишин в беседах с журналистами.
Судя по данным Большой Советской Энциклопедии (как не верить этому источнику?), Василий Павлович родился 18 января 1917 года в г. Орехово-Зуево в семье рабочего-мастерового. По другим данным, будущий первопроходец космоса родился в павлово-посадской деревне Бывалино (биографы Мишина обычно добавляют, что деревня эта Орехово-Зуевского района). Так что краеведы Подмосковья до сих спорят между собой по вопросу места рождения академика.
Жизнь у учёного с мировым именем была весьма тернистой: от полного признания на руководящем Олимпе СССР до почти полного официального забвения. В связи с этим многое для понимания ситуации дают его уникальные дневниковые записи в трёх томах, которые учёный вёл около пятнадцати лет. Они вышли в свет через тринадцать лет после кончины Мишина в Воронежском издательстве, благодаря близким родственникам и друзьям автора. Дневники охватывают один из самых плодотворных периодов в истории советской ракетно-космической отрасли, с конца 50-х до начала 70-х.
Мишин рано остался без попечения родителей. С пятилетнего возраста воспитывал его дед (отец отца), крестьянин, специалист торфяного дела Арсений Кузьмич Мишин. Трудовую деятельность подросток начал рано, в местном колхозе, одновременно учился и в пятнадцать лет окончил сельскую школу-семилетку. Потом в его биографии было фабрично-заводское училище при Центральном аэродинамическом институте. В нём он получил квалификацию слесаря и работал в цехе особых заданий ЦАГИ, параллельно занимаясь на вечерних подготовительных курсах высшего технического учебного заведения. В 18 лет поступил в столичный авиационный институт, посещал аэроклуб при вузе и получил квалификацию инструктора-планериста.
Замечу, что при внимательном изучении биографии наших известных земляков, достигших в жизни больших высот, обращает на себя такой факт: воспитывались они нередко бабушками и дедушками. Как, к примеру, и Главный конструктор космических ракет Сергей Павлович Королёв, а также - прославленный академик-археолог Валентин Янин; знаменитый диктор ЦТ Игорь Кириллов; известный дипломат, посол Николай Михайлович Елизаров…
За два месяца до начала Великой Отечественной Мишин окончил МАИ (факультет вооружения). Его направили на работу в авиационное КБ В. Ф. Болховитинова. Там в годы войны наш земляк принимал участие в создании систем вооружения самолётов, в том числе и первого ракетного истребителя БИ-1. За удачные технические решения Василия Мишина наградили орденом Красной Звезды. В годы Великой Отечественной Мишин носил звание инженера-капитана, был удостоен медали «За оборону Москвы».
Наиболее удачная разработка В.П. Мишина в военные годы — дистанционно управляемые двухпулеметные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. Установки Мишина устанавливались сразу на нескольких серийных бомбардировщиках конструкций Туполева, Ильюшина и некоторых других.
В конце войны ОКБ Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. Когда на фронте в 1944 году появились немецкие реактивные истребители у нас оперативно создали НИИ ракетной авиации (НИИ-1), для него Мишин разработал проект высотной исследовательской ракеты на основе двигателя самолета БИ.
9 августа 1945-го по секретной директиве 28-летний конструктор Мишин, которому присвоили внеочередное звание подполковника, вылетел вместе с другими специалистами в Германию, чтобы собрать как можно больше сведений о немецких баллистических управляемых ракетах Фау-2. Там встретился с Сергеем Королёвым. Встреча была знаковой, судьбоносной. Эти два подвижника, патриота Родины, с весьма сложными характерами, стали на всю жизнь ближайшими соратниками. В течение двух десятилетий они плодотворно создавали первые отечественные баллистические ракеты, ракеты-носители и космические аппараты. В 45-м в Германии Королёв и Мишин с коллегами нашли часть технической документации ракеты Фау-2, затем в созданном опытном расчетно-теоретическом бюро они восстановили полный комплект этой документации.
В 1940-60-е Мишин, как и Королев, был фигурой сверхсекретной. Наш земляк по значимости был «вторым» после «профессора Сергеева». Рассказывают, что Нобелевскую премию Сергей Королев мог получить дважды: за запуск первого искусственного спутника Земли и за полет первого космонавта. Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию главного конструктора, глава СССР Никита Хрущев ответил, что «одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ». Когда Москва встречала Гагарина, Королев даже не смог попасть на Красную площадь. Вместе с женой он встречал Гагарина на Внуковском аэродроме. Их машина шла в колонне одной из последних, и потом они не смогли пробраться сквозь толпу. Смотрели митинг по телевизору. Однажды в День космонавтики Сергей Павлович пришел на торжественное заседание и хотел пройти в первые ряды, которые охранялись. Главному конструктору преградили дорогу: «Вы знаете, товарищ, эти места только для тех, кто имеет непосредственное отношение к этому событию».
Первоначально Королёв и Мишин работали в НИИ-88, где Василий Павлович руководил проектным бюро. Затем он стал первым заместителем главного конструктора ОКБ-1 (то есть у Королёва). Мишин был одним из ведущих разработчиков первой советской ракеты Р-1 с дальностью полёта 270 км (запущена в 1948-м)... Также благодаря Мишину были разработаны и первая стратегическая ракета Р-5 с дальностью полета 1200 км с отделяющейся боевой частью (запущена в 1953-м), и межконтинентальная ракета Р-7. И принципиально новая межконтинентальная ракета Р-9А, предопределившая в процессе разработки революцию в криогенной технике, и оперативно-тактическая ракета Р-11 подвижного наземного базирования с дальностью полета 270 км (принята на вооружение в 1955 г.).
С 1959 г. Мишин — профессор МАИ. Основные его труды посвящены вопросам прикладной механики.
В 1955 году учёный участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базированием на подводной лодке и несущая ядерный заряд. В 1956-м прошла успешные испытания ракета Р-5М с ядерным зарядом. За выдающиеся заслуги в создании баллистической межконтинентальной ракеты Р-5 Василию Мишину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Затем наш земляк создавал проекты ракет-носителей «Восток», «Союз» и «Молния». Трудно преувеличить заслуги ракетчика Мишина и в успешных запусках первой межконтинентальной ракеты Р-7 в августе 1957 г., по выведению на орбиту первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., в организации первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г.
Судя по обнародованному секретному постановлению ЦК КПСС, первого советского космонавта планировали запустить в космос не весной 61-го, а раньше – осенью 1960-го.
К этому времени в подмосковном Орехово-Зуеве построили и здание для секретного конструкторского бюро.
Постановлением Совета министров СССР № 408-195 под председательством Иосифа Сталина от 11 февраля 1953 года было решено «построить в 1953-1956 гг. в г. Орехово-Зуево здание для Специального конструкторского бюро кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры; возложить на СКБ-КДА проектирование, исследование и испытание кислородно-дыхательных приборов и аппаратуры, а также изготовление опытных образцов этих изделий; организовать при СКБ-КДА производственно-экспериментальную базу и центральную испытательную станцию». Государственную регистрацию (реестровый лист № 10/62, т. 36, стр. 262) предприятие получило 28 июля 1953 года.
Конструктор Мишин сыграл огромную роль и в других знаковых разработках советской ракетно-космической отрасли. К примеру, в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); в создании космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); в выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); в облёте Луны и возвращении на Землю пилотируемого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).
После внезапной смерти многолетнего соратника и друга Сергея Королева в январе 1966-го Василия Мишина почти единогласно утверждают Главным конструктором ОКБ, получившего наименование Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Один из первых шагов Мишина на высоком посту: он добился, чтобы имя его великого друга было рассекречено, как народное достояние.
На новом посту Мишин не смог полностью заменить Королёва. В результате этого в 1966-1968 годах были существенно снижены темпы работ. Василий Павлович и сам не раз публично признавал, что уникального Королёва полностью заменить просто невозможно.
В ЦКБЭМ при Главном конструкторе Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая советская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1.
Как вспоминают ветераны ракетно-космической отрасли, в отличие от «монолита» Королёва, Мишин не мог сопротивляться диктату партийного руководства и был вынужден идти на опасный компромисс: производить запуски недоработанных космических аппаратов к юбилейным датам.
Следствием чего стали невосполнимые потери, общенародные трагедии. Это первая страшная катастрофа «Союза-1» с космонавтом Владимиром Комаровым в 1967 году. Далее – авария с летальным исходом на «Салюте» летом 1971-го, гибель всего экипажа космонавтов: Г.Добровольский, В.Волков и В.Пацаев; четыре неудачных пуска ракеты Н-1…
По воспоминанию близких, современников, в том числе и известных журналистов, хорошо знавших академика, Василий Павлович был очень талантливым конструктором, честным, принципиальным человеком, увлекающимся, энергичным, преданным делу. Но характер у него был не сахар. Вспыльчивый, бескомпромиссный, порой излишне резкий, идущий напролом, Мишин обладал удивительной способностью наживать себе врагов и в начальственных кабинетах, и среди коллег. Увы, секретарю ЦК КПСС, будущему министру обороны СССР (в 1976-1984 гг.) Дмитрию Устинову очень не нравился строптивый, независимый, несдержанный на язык главный конструктор. Подчиненные без труда улавливали эти настроения…
«Если бы не интриги наверху, подковёрная борьба, в которой участвовали партийные бонзы, если бы не широкомасштабные параллелизм и дублирование в работе КБ и предприятий, страна могла бы, используя втрое меньший промышленный потенциал, добиться гораздо больших успехов в космосе», — откровенно рассказывал Василий Павлович за год до своей смерти одному из ветеранов журналистики...
Существуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора ЦКБЭМ, вплоть до самых полярных.
В 1970-е гг., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) вместо Королёва уже руководил наш земляк Мишин, конструкторы Орехово-Зуевского Конструкторского бюро кислородного оборудования во главе с Павлом Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объекта.
В СКБ г. Орехово-Зуево также создали комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна». Комплект изделий успешно прошёл все виды заводских испытаний и был передан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием работ по теме «Луна» в 1974-м, вскоре после того, как было сообщено всему миру о том, что американские астронавты первыми побывали на Луне. По мнению ведущих специалистов-разработчиков, решение о закрытии работ по Лунной теме ошибочно и оно отбросило советскую ракетно-космическую технику на много лет назад. Сам Мишин, очень тяжело переживал решение о прекращении работ по данному проекту.
Именно в этом неудачном для Мишина году его освободили от руководства ЦКБЭМ.
Однако Василий Павлович был всегда по натуре бойцом, достойным своего друга Сергея Королёва. Не упал духом и развернул активную преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в Московском авиационном институте. Где он ещё в 1959 году организовал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов.
На посту руководителя этой кафедры старый конструктор-ракетчик проработал до последних дней своей жизни.
В.П. Мишин - автор многочисленных передовых научно-технических разработок, научных трудов и учебников, в том числе — «Дневников ракетчика», уникального «документа эпохи», представляющего особый интерес для профессионалов.
Жил с семьёй в Москве. Скончался 10 октября 2001 г. на 85-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище. В Москве и в подмосковном Королёве на домах, в которых жил академик, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.
Незадолго до кончины в одном из интервью Василий Павлович рассказывал о том, как с помощью космонавтики можно эффективно решать земные экологические проблемы.
При этом основоположник отечественной практической космонавтики обращал внимание на то, что для решения многих важных глобальных проблем обязательно нужен мир на Земле, когда люди и государства не будут противостоять друг другу… И эта мысль советского российского учёного чрезвычайно актуальна!
Сегодня наш земляк, первопроходец космоса Василий Павлович Мишин порадовался бы, узнав что в День космонавтики Президент России Владимир Путин заявил (во время посещения вместе с Президентом Белоруссии Александром Лукашенко космодрома Восточный) о возобновлении "Лунной программы".
По словам Путина, программа начнется с запуска автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-25» к естественному спутнику Земли...