Начало фильма — страшная сцена последних минут священника, который перед смертью спрашивает своего убийцу: «Кто ты?» Глумливый смех охранников в кожаных тужурках и «гоп со смыком» слышатся в ответ.
Но когда читается «Отче наш», ружья чекистов, только что осмеивавших веру в загробную жизнь, отчего-то отказываются стрелять. И главному герою приходится самому обагрять руки кровью. После этого испытания ему дают новое имя: Максим. Он максималист — он строит светлое будущее. Он получает задание, выполняет и берется за следующее, причем каждое страшнее предыдущего. Террор ради светлого будущего — нормальный работающий метод.
Для чего это нужно Максиму, тонко чувствующему красоту мира талантливому художнику? Он увлечен энергией революции, идеями большевизма и мечтами о светлом будущем. Хотя путь к нему страшен.
Но недаром за его плечом монастырский старец видит ангела-хранителя. И следующее задание от ЧК приводит Максима в Финляндию, в монастырь на острове Коневец, куда ушли от революционного безбожия православные монахи.
Задание сложное — Максиму поручено ликвидировать фельдмаршала Финляндии Маннергейма, который по данным разведки, должен приехать на остров. Проводником Максима становится ребенок Женя. Этот чумазый ангел оказывается проводником не только через границу в другую страну, но и в другое духовное состояние.
Придел ангела — это небольшое пространство в Кувуклии в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, где жены-мироносицы, явившиеся, чтобы помазать тело Христа, увидели ангела, сидящего на камне.
Свой придел ангела был и в подвале монастырского храма на острове Коневец, где в тишине любил молиться незрячий, но очень прозорливый старец Святослав, который научил говорить с Богом и Женю.
И в критический момент по молитве ребенка свершалось чудо — дрожала рука, из которой выпадало оружие. Талантливая рука, между прочим, заточенная под то, чтобы держать карандаш, а не под убийства.
И именно в приделе ангела Максиму (который, пройдя через духовное перерождение, уже сменил это чужое чекисткое имя на монашеское) открывается красота осыпающейся древней росписи на стене храма. Но изменить уже ничего нельзя — начата «маленькая победоносная война» СССР против Финляндии 1939 года, и монахи вновь снимаются с намоленного места и отправляются по льду Ладоги искать себе другого пристанища.
В основу фильма легло несколько документальных фактов. Монастыри Валаам и Коневец на островах Ладожского озера в течение 20 лет после революции находили на финских землях и действительно были заповедниками русской дореволюционной жизни. Одна из тем, поднятых в картине — тоска российской эмиграции по утраченной родине.
На островах находились финские береговые батареи, соседствующие с монастырем, и задание Максима было связано не только с ликвидацией фельдмаршала, но и с разведкой. Правда и то, что на Маннергейма было совершено покушение.
Режиссер фильма — Николай Дрейден (сын известного питерского актера Сергея Дрейдена). «Придел ангела» (2008 год) — наиболее известный его фильм. В главной роли снялся питерский актер Алексей Морозов (среди его наиболее значимых ролей – Аксенов в многосерийном фильме «Таинственная страсть», политрук Клочков в «28 панфиловцев»).
Женю сыграла шестилетняя на тот момент Маша Резник из Новосибирска, дочь актеров театра «Красный факел». Половину успеха фильма обеспечила ее работа, недаром еще Станиславский говорил, что переиграть детей и животных на сцене (видимо, и в кадре тоже) невозможно.
Маша в этой психологически сложной роли очень естественна, хотя ей приходится перевоплощаться то в мальчика, то в девочку.
В 2009 году этот фильм показывали на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске, и я побывала на творческой встрече с режиссером. Николай Дрейден рассказал историю выбора маленькой актрисы. На кастинге он отсмотрел более 60 питерских детей, но не мог определиться с исполнителем.
В одном из ленфильмовских кабинетов, куда Дрейден случайно зашел, он увидел, что под столом кто-то копошится. Одного взгляда хватило, чтобы понять — это то, что надо.
Мама девочки, актриса из Новосибирска, приехала на Ленфильм, чтобы передать резюме своих коллег по театру на киностудию, она ждала сотрудника, а ребенок скучал рядом. Когда Николай Дрейден спросил, хочет ли Маша сниматься в кино, она обескуражила его ответом: «Простите, я не совсем поняла вопрос, потому что я никогда не снималась в кино. Вы мне можете объяснить, что вы от меня хотите?» Оказалось, эта девочка читала «Айвенго» и «Дон Кихота» сама – в шесть лет.
Дрейден рассказывал, что работать с этим ребенком на съемочной площадке было интересно — он сам был поражен тем, как девочка задавала вопросы, выстраивала роль, очень метко смотрела за тем, как работают актеры.
Я попыталась сейчас в интернете найти сведения о Марии Резник, но безуспешно. Мне казалось, она могла бы вырасти в интересную актрису. Возможно, она просто сменила фамилию.
«Придел ангела» в чем-то перекликается с «Островом» (фильмы и снимались примерно в одних местах). Но если фильм Лунгина рассказывает историю монаха-отшельника, замаливающего совершенный в молодости грех, то «Придел ангела» все же в большей степени историческая драма.
Фото с сайта Кино-Театр.ру
Дочитали до конца? Не забудьте поставить👍!
Если хотите видеть мои публикации в ленте, подписывайтесь на канал, буду рада новым подписчикам!
#придел ангела #кино круглый год #остров #кино