Найти тему

Истинные и ложные ценности п повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Оглавление

Во все времена были актуальны вопросы, связанные с определение тех или иных ценностей как ложных или истинных. Я попробую разобраться в этом отнюдь не легком вопросе, пользуясь классикой литературы, а конкретно – повестью Николая Васильевича Гоголя «Портрет».

История создания

Эта повесть была впервые опубликована в 1835 году в «Арабесках». Арабески — составленный автором сборник произведений Н. В. Гоголя в двух частях. Повесть относится к циклу «Петербургских повестей». Книга произвела на читателей разные впечатления. В. Г. Белинский, например, в статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" отрицательно отозвался о повести и сказал:

«Повесть» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде.

После этого Н. В. Гоголь значительно переработал повесть. В следствие появилась новая редакция в третьей книге “Современника”. В сборнике повесть была опубликована с примечанием, в котором говорилось, что книга была кардинально переработана.

Сам Н. В. Гоголь писал, что местом работы над второй редакцией «Портрета» является Рим. Творец был в эмиграции 5 лет. За это время он был в Риме неоднократно. Считается, что автор начал работу над «Портретом» не раньше 1837 года. Вероятно, завершение повести и окончательная доработка происходили уже в Москве одновременно с написанием седьмой главой «Мертвых душ», то есть на рубеже марта и апреля 1842 года.

Сюжет произведения

Главным героем первой части «Портрета» является Андрей Петрович Чартков. В начале произведения он он был крайне бедным художником.

Потом у него резко появляются деньги, благодаря портрету ростовщика (который, как оказалось, был проклят). Художник начинает творить. Чартков создает свои картины, которые трудно назвать высоким искусством, но они приносили хорошую прибыль. Таким образом, он стал очень богатым и уважаемым художником.

Но потом Чартков понес наказание и сошел с ума.

Спустя время на аукционе, на котором распродавали вещи умершего художника (Чарткова) выставляют тот самый проклятый портрет. Когда ставки стали очень высокими, появился художник Б, заявивший, что имеет исключительные права на эту картину. Также он рассказал историю про то, как отец ее создал, но потом почувствовал что-то злое в этой работе и ушел в монастырь, чтобы искупить свой грех. Художник Б. долго искал и наконец-то нашел этот портрет. Но когда все обернулись, чтобы посмотреть на портрет, они увидели, что портрет пропал.

Представление об истинных и ложных ценностях

Что же такое ценности? Обратимся с таким вопросом к «Новейшему философскому словарю» Александра Алексеевича Грицанова:

ЦЕННОСТЬ — термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

Исходя из определения, ценности являются чем-то важным для человека. Они определяют его нормы морали, а соответственно, и поведение индивида. В контексте нашей темы можно рассматривать ценности как понятие, характеризующее взгляды человека на мир, его убеждения.

Нужно понимать, что все люди разные. Как говорит одна народная мудрость, «сколько людей – столько и мнений». Если рассматривать ценности как систему взглядов и мнений, формирующих человека, то «истинность» и, соответственно, «ложность» будет для каждого человека своя. То, что аморально для одного, вполне нормально для другого человека.

Даже обратившись к литературе, мы увидим, что ценности каждого отдельного автора отличаются. Он выражает отношения к тем или иным явлениям. Система ценностей – такое явление, через призму которого оцениваются те или иные поступки. Но также и читатели могут видеть какие-то моменты по-другому, не так, как их оценивает автор.

В качестве примера можно привести произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». Автор заложил систему ценностей, в которой образование считается важным и нужным, а прислуживание ради чинов осуждается. Фамусовское общество порицается, а Чацкий считается положительным героем. Такого мнение автора, но кто-то может быть не согласен. Таким образом, восприятие тех или иных поступков и утверждений зависит от системы ценностей отдельно взятого человека.

Похожая ситуация и с «ложными» ценностями. Но отличие состоит в том, что истинные ценности являются чем-то хорошим для определенных людей, а ложные – чем-то плохим, противоречащим правильному. Ложные ценности – это те ценности, важность которых оценена не верно с точки зрения оценивающего.

Ложные ценности тоже будут для каждого человека свои, ведь их определение как «неправильные» зависит от мировоззрения человека. Возвращаясь к «Горю от ума», можно заметить, что те убеждения, которые были приемлемы и истинны для одного, были ложны для другого.

Ложные ценности – это не просто утверждения и правила, которые порицаются обществом. Это именно ценности, которые важны для одних членов социума, но неправильны для других.

Таким образом, мы пришли к выводу, что истинные и ложные ценности для каждого человека индивидуальны. Но существуют те убеждения, которые воспринимаются большинством людей как правильные. Например, мало кто будет спорить, что дружба – это хорошо и важно. Поэтому она является истинной ценностью для большинства населения. Почти все люди согласятся, что бить других людей просто так плохо. Поэтому беспричинные побои – ложная ценность для большинства.

И таких ценностей много. Достаточно вспомнить знакомую всем нам с детства книгу «что такое хорошо и что такое плохо». В ней приведены примеры истинных и ложных ценностей, которые разделяют большинство людей сейчас.

Ложные ценности в «Портрете»

В начале повести Чартков был на Щукином дворе. Его возмущали работы, выставленные там, их неуклюжесть и странность. Чувствовалась лишь «набившаяся, приобыкшая рука, принадлежащая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку». Чартков глядел не только на чужие работы, но и в свое будущее. Спустя время сам Андрей Петрович превратился в поставщика безликих трафаретов. Его рука утратит возможность создавать необычные работы, наполненные смыслом и старанием, и превратится в такое же подобие «грубо сделанного автомата». Когда он опять почувствует порыв души создать что-то по-настоящему стоящее, его рука не смогла сотворить ничего достойного. Чартков в своих работах изображал откровенную неправду и неприкрытую лесть. Это видно даже в его первой работе на заказ, когда он изображал девушку Lise.

Конечно, в начале он не был в восторге от такого положения дел, ведь он понимал, что поступает неправильно, что он нарушает свои принципы. Но со временем он привык к роскошной жизни, почти как у Евгения Онегина, и его прошлые идеалы стали терять свое значение, пока вовсе не утратили его.

Мы можем увидеть деградацию внутренних ориентиров: высокое искусство сменилось «картинками», но за которые хорошо платят, а ценности творца и возвышенного творца изменились на страсть к деньгам и драгоценностям.

В оценке ценностей раннего Чарткова люли обычно солидарны. Преданность своему делу, усердный труд, творчество с глубоким смыслом, самоотверженность ради чего-то высокого ценятся почти всей землей, что логично: некоторые из этих качеств относятся к морали, актуальной для более-менее всех.

Но если с оценкой ориентиров молодого Чарткова обычно проблем не возникает, то на его поздние ценности и дальнейший жизненный путь можно смотреть с разных точек зрения. С одной стороны, он растерял весь свой талант, его работы превратились в бездарную халтуру, подходящую для того, чтобы повесить на стену, когда на портрете – твой родственник, но абсолютно не имеющую ничего общего с высоким искусством. Также он изменился как человек: стал грубым самовлюбленным эгоистом. И все это – плохие качества, которые показывают все гнилое нутро человека, а также ложность его ценностей, ведь если на первом месте у человека – деньги, а не любовь, доброта и творчество, ничего хорошего ждать от него не стоит.

Но его жизнь можно рассматривать и с другой стороны. Бедный молодой человек смог использовать данный ему шанс и построить замечательную карьеру. Он добился всего, о чем мечтал сам и о чем грезили многие люди того времени. Успеха он добился именно сам. У него не было богатых родителей, оставивших бы любимому чаду огромное состояние. Все, что он имел к концу жизни, он заработал своим трудом. Да, посредственным, халтурным, но все-таки трудом.

На этом примере мы можем увидеть ту самую двойственность. Нельзя однозначно отнести ценности позднего Чарткова к истинным или ложным. В зависимости от взглядов оценивающего, можно увидеть как человека, выбравшегося из нищеты, благодаря собственным силам, так и лицемера, предавшего свою профессию. Но все же большинство людей определит его ориентиры как ложные ценности.

Истинные ценности в «Портрете»

Во второй части произведения есть персонаж, который тоже был художником, оказавшимся на перепутье, но совершившим правильный выбор. У него нет имени, ведь он появляется только в рассказах своего сына. Поэтому именуют его «Отец».

В его жизни не было «упавших с небес» денег, которые бы его изменили. Но у него был крайне выгодный заказ. Но он смог показать внутренний стержень и отказался работать дальше, когда увидел, какое зло он создал. Он мог бы продолжить писать свою картину, отдать ее заказчику и получить крупную сумму денег, но он не стал? Но почему? Ведь назвать отца богатым нельзя, деньги были ему достаточно сильно нужны. Все дело в его ценностях.

После того, как отец осознал в полной мере, какое зло он сотворил, он ушел в монастырь. И даже там он создавал себе трудные условия, чтобы очистить душу и подготовить себя к созданию новой работы. Мы можем по-разному относиться к религии и богослужениям, но нам интересно не отношение Отца к вере. Прежде всего примечательно то, что у отца были такие ориентиры, которые велели ему не переступать через себя и оставаться на стороне добра. Когда он понял, что поступил неправильно (создал картину, приносящую несчастья), он решил исправить свою ошибку доступным ему способом: ушел в монастырь, чтобы очистить душу. Его ценности можно назвать истинными и моральными, ведь он всегда поступал по совести и не переступал через себя.

Но не все так просто. Эти ценности тоже двойственные, как, впрочем, и любые другие. С одной стороны, отец не стал переступать через себя. Но, с другой стороны, ему надо было кормить и содержать семью, а он отказывается от выгодного заказа, который мог бы какое-то продолжительное время кормить его детей. Да и с точки зрения этики, такое решение не очень вежливо.

По сути, оценка его поступка зависит от ценностей оценивающего. И уже в зависимости от ориентиров смотрящего, его ценность «стоять на своем до конца» может быть отнесена как в ранг «истинных», так и к «ложным».

Но большинство людей скажет, что поступок отца правильный. Поэтому и его ценности большей частью населения оцениваются как «истинные»

Влияние ценностей на жизнь

Итак, мы видим, что Чартков, который в своей жизни выбрал ложные ценности, понес наказание. Его жизнь кончилась весьма печально: он сошел с ума. Это произошло, потому что в конце своей жизни он осознал бессмысленность и халтурность всего, что он делал ранее. Он увидел результат труда человека, пошедшего по другому пути, и понял, что ошибся в выборе своих ориентиров. Помимо того, что его душа умерла в тревоге, он не оставил свой след в истории. Его картины не представляли из себя ничего выдающегося, поэтому и в истории не остались. Таких как он были сотни, если не тысячи.

Но также мы видим и другую ситуацию. Отец, который в своей жизни выбрал другой путь и следовал другим ценностям достиг много. Конечно, его жизнь монаха даже близко не была такой же роскошной, как существование Чарткова, но у него было нечто большее. Отец умер в покое, осознавая, что он сделал все от себя зависящее, чтобы искупить свои грехи и остаться хорошим человеком. Он отправился в монастырь, когда ошибся и исправил эту оплошность, он воспитал сына, которому он смог дать хорошее будущее. Но самое главное – то, что он оставил свой след в искусстве. В отличие от Чарткова, картины которого ничем друг от друга не отличались и не требовали специальной подготовки, работы отца были ценными. Для создания главного труда в своей жизни – иконы, он долго истязал свое тело и душу, что помогло ему создать шедевр, поразивший современников. Эта икона осталась в истории на века.

Таким образом, правильные истинные ценности, по которым жить было гораздо труднее, чем по ложным, в конце жизни привели к гораздо лучшему результату.

Вывод

Итак, мы пришли к выводу, что все индивидуально. В зависимости от ориентиров человека, он относит ценности и поступки кого-либо к истинным и ложным. Также можно выделить более-менее общую для всех мораль, которая отражает ценности большинства людей.

На примере «Портрета» мы видим, что люди, шедшие более трудным, но верным путем оказались в значительно лучшем положении, чем те, кто выбрал самую легкую дорогу, переступая через себя.

Всегда важно поступать по совести