Найти тему
Бородинское поле

КУТУЗОВ В РОЗОВОМ, ДВОРЦОВЫЕ ИНТРИГИ И ТОЖДЕСТВО «ГОСУДАРЬ = ВСЯ СТРАНА».

«О том, что Михаил Илларионович на протяжении всей жизни знал толк в маскарадах, свидетельствует его письмо супруге, написанное уже во времена Павла I: «Будет один большой маскарад для дворянства и купечества (…), благородным всем быть в розовом, а не инако. Заблаговременно уведомляю, что сказывают, будто розовое очень дорого, и мне домину розовую надобно будет, один бал в робах, да балы у великих князей в другом платье» («Фельдмаршал Кутузов. Дневники, документы, воспоминания», М., 1995 г.).

Современный читатель может ли себе представить канцлера графа А. А. Безбородко, генерал-губернатора Петербурга генерала от кавалерии графа П. П. Палена и генерала от инфантерии М. И. Кутузова и все столичное дворянство в розовых домино? Тем не менее все это шилось у лучших портных.

На природных куртагах и маскараде вершились государственные дела, плелись дипломатические интриги. «Говорилось не просто о политике Пруссии, Франции или Австрии, а о политике конкретных людей: Фридриха II, Людовика XV или Марии Терезии. С годами складывалось определенное отношение к их личностям, и политика властителя идентифицировалась с политикой государства. В глазах Елизаветы это придавало внешней политике элементы игры, интриги, увлекательного заочного соперничества или дружбы». Заметим, что государство привычно отождествлялось с личностью на протяжении всего XVIII столетия, что далеко не изжило себя в эпоху Наполеоновских войн»

(Ивченко Л. Л. «Кутузов», М., 2012 г.).