В 2014 году, при получении второго высшего образования в МГАФК, мною была написана научная работа, которая была посвящена применению техники и тактики в различных внешних условиях: от лета до зимы, от зала до лестницы, от одного противника до самозащиты при групповом нападении, которая сначала имела под 200 страниц, потом под давлением руководителя "худела" и "худела", а с учетом объективных причин, специфичности тематики, остановилась на отметке под 100 страниц.
Но изначально я написал очень большую работу, т.к. был погружен в нее, поэтому сегодня первая часть этого труда, с моими комментариями.
13 апреля 2022 года, в 19.00 - ПРЯМОЙ ЭФИР ЗДЕСЬ >>
Отвечу на вопросы и обсудим все аспекты самообороны и не только.
Кстати, мне не позволили рассматривать холодное оружие и вообще, не дали коснуться подручного оружия в рамках моей работы!
В первой части, мы рассмотрели, что такое внешние условия и какие факторы внешних условий влияют на технику и тактику самообороны.
Во второй части разобрали, как меняются устойчивость, дистанция.
В третьей части, мы закрыли разбор факторов внешних условий.
В четвертой части, я раскрыл методику подготовки в исследовании.
Продолжаем и сегодня подходим к процессу исследования! Будет скучно, смотрите только на характеристики групп и их анкеты. Поехали!
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования
Для достижения цели, поставленной перед работой, необходимо было решить следующие задачи:
1. Определить основные внешние условия противоборства, влияющие на реализацию технико-тактических действий;
2. Выявить эффективные технико-тактические действия в различных внешних условиях противоборства;
3. Разработать и реализовать программу теоретического обучения и вариативно-переменных упражнений и определить ее эффективность.
Методы исследования
- Анализ литературных источников;
- Анкетирование;
- Педагогическое наблюдение;
- Анализ соревновательной деятельности сотрудников силовых ведомств в различных внешних условиях;
- Тестирование физической подготовленности;
- Методы математической статистики;
- Педагогический эксперимент.
Анализ литературных источников.
Изучая литературу по боксу и борьбе, информацию по тенденции развития смешанных единоборств пришлось заметить, что детального разбора проблемы влияния тех или иных внешних условий на тактико-техническую подготовку недостаточно. Зачастую детально проработанная тема одного вида единоборства не освящала заданные вопросы по теме исследования. Пришлось обратиться к истории бокса, борьбы и историческим данным единоборств, к специализированной литературе для служебно-прикладной деятельности, где имелась информация обобщенного вида.
Рассматривая исторические примеры развития единоборств и требования к учебно-боевому процессу в изучаемой литературе, удалось почерпнуть необходимые моменты и вычленить стыкующиеся со спортивными единоборствами подходы и решения, которые практически использовались в рамках деятельности Спортивного клуба «С.П.А.С.».
В данном клубе проводятся различные тренировки, по рукопашному бою включая и сезонные полевые сборы летом, осенью и зимой (с тренировками на улице), бойцы выступают и на турнирах по боксу, рукопашному бою и борьбе и в то же время адаптируют технику и тактику рукопашного боя в изменяемых внешних условиях под задачи самозащиты в контексте личной безопасности, активно используя подходы, описанные в служебно-прикладной литературе.
Необходимо занятия проводить живо и интересно, постоянно разнообразить обстановку, местность, условия, методы и методические приёмы; чередовать физические упражнения на силу, ловкость, скорость и выносливость, приучать бойца к резким изменениям напряжений (после быстрых движений принимать неподвижные позы и наоборот), чаще давать внезапные задания, вводные, которые должны проводиться по команде, знаками условными сигналами, с требованием немедленного их исполнения; в выполнение их желательно вносить элементы состязания на быстроту, точность и т. д.
Все эти мероприятия обеспечат разносторонность физического развития, выработку быстроты ориентировки и разностороннюю выносливость, в силе, скорости и длительности действий [8].
Анкетирование.
Для определения наиболее значащих внешних условий влияющих на технико-тактическую деятельность была составлена анкета. Было опрошено 70 специалистов и выявлено четыре основных фактора внешних условий, которые по результатам опроса больше всего влияют на технико-тактические действия бойцов силовых ведомств.
Для определения влияния внешних условий на технику и тактику, было проведен опрос, в котором принимали участие бойцы, участвовавшие в исследовании влияния внешних условий.
Была разработана анкета из 7 вопросов. К каждому вопросу прилагались варианты ответов (Да/Нет), в том числе и свой вариант.
Анкетированию было подвергнуто 20 спортсменов.
Социологический опрос проводился с целью определения роли внешних условий и выявления их влияния на тактико-техническую подготовку бойцов.
Метод получения первичной социологической информации осуществлялся с помощью анкетного опроса при составлении, которого мы руководствовались разработками и методическими рекомендациями Л.И. Лубышевой (2004).
Педагогическое наблюдение.
Учитывая теоретический анализ и обобщение данных специализированной, научно-методической литературы, борцы самбо и FILA, а также спортсмены других единоборств, проводили тренировки в зале на борцовском ковре и на жестком покрытии, а также на первом этапе исследования неделю участвовали на летних сборах, тренируясь на траве, земле, наклонной поверхности, а осенью использовали навыки рукопашного боя в условиях ограниченного пространства (коридор), при отсутствии маневра.
Первый этап выявил влияние на тактику и технику бойцов в разных внешних условиях, а также определил параметры наиболее подверженные влиянию: устойчивость (равновесие), дистанция.
В зале, переходя от тренировок на жестком покрытии в экипировке для бокса и кик-боксинга, к работе на борцовском ковре в снаряжении для одной из версий рукопашного боя (защитные шлема с забралом, жилеты, краги), бойцы адаптировались под изменение экипировки и правил вполне стабильно, но влияние разной поверхности от ринга до борцовского ковра воздействовало на передвижения и как вывод на устойчивость и само собой на выбор тактико-технического арсенала.
Но в ходе летних сборов на траве, земле, склоне проявились все сложности воздействия внешних условий на тактику и технику бойцов: потребовались большие усилия для поддержания устойчивости и достижения результативности в процессе решения учебно-тренировочных задач.
Ряд техник перестал быть рациональным, и объективно требовал адаптации и изменения под внешние условия.
Проведение занятий в ограниченном пространстве вообще заставили изменить отношение к ряду тактических предпочтений и сосредоточиться на ближней дистанции.
На следующих этапах исследования, бойцы уже использовали первоначальный опыт и осознанно подошли к сохранению устойчивости, контролю дистанции и реализации техники и тактики.
Так в зимних условиях спортсмены столкнулись с тем, что ударная работа в привычном выполнении ударов – невозможна: отсутствие устойчивости, наличие неудобной одежды исключило манёвр и ограничило любые передвижения, что сократило технику, уменьшило точность и изменило ряд действий, а тактика свелась к выполнению действий для создания потери равновесия у противника, что давало возможность воспользоваться этим для достижения целевых задач.
Повышенные требования к контролю дистанции и маневру, расширение арсенала при работе против нескольких противников и изменения установки ведения боя на самозащиту, ощутимо внесли коррективы в тактико-техническую подготовку бойцов в данных внешних условиях.
Пришлось спортсменам опытным путем выбрать наиболее рациональные и более реализуемые действия, а также выбрать тактику действия и изменить их под требования задачи.
Анализ учебно-тренировочного процесса выявил ряд закономерностей и уточнил влияние дистанции и устойчивости на выбор тактики и техники, выявил изменения выполнения ряда техник единоборств в различных условиях, дал возможность рационально подойти к подбору технического арсенала с учетом влияния внешних условий.
Анализ соревновательной деятельности сотрудников силовых ведомств в различных внешних условиях.
Для определения влияния внешних условий на эффективность технико-тактической подготовленности проводился анализ соревновательной деятельности сотрудников силовых ведомств в различных внешних условиях.
Полученная информация путем наблюдений, просмотра видеозаписей соревнований позволили выявить эффективные технико-тактические действия в различных внешних условиях противоборства.
Тестирование физической подготовленности.
Известно, что высокий уровень физического развития — одна из главных предпосылок, определяющая спортивное мастерство бойцов рукопашного боя, борцов, боксеров и т.д.
Сотрудники, выполняющие служебно-прикладные задачи, обязаны выполнять установленные нормативы физической подготовленности.
Для оценки физической подготовленности использовался тест из 5 упражнений, который прошли контрольная и экспериментальная группы, участвующие в нашем исследовании.
Упражнения:
- Подъем корпуса в упоре лежа.
- Пресс, руки за головой.
- Наклоны вперед до касания кончиками пальцев пола.
- Приседание.
- Прыжки на 180 градусов.
Каждое упражнение выполнялось 30 сек, весь тест проводился без перерыва между упражнениями. Данные фиксировались.
Методы математической статистики.
Для анализа результатов модельных соревнований и тестирования борцов, использовались традиционные методы математической статистики: расчеты средней арифметической /`C /, стандартного (квадратичного) отклонения /d/, стандартной ошибки среднего арифметического значения /m/; достоверность различий средних показателей определялась путем расчета t - критерия Стьюдента.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент носил сравнительный характер и проходил на базе СК "С.П.А.С." в два этапа.
На первом этапе были сформированы две группы — контрольная и экспериментальная. В каждой группе было по 12 человек. Все бойцы имели первый разряд и КМС. Равнозначность групп проверялась путем сравнения средних показателей количества побед, одержанных на модельных соревнованиях, средних показателей тестирования физической подготовленности.
На втором этапе обе группы тренировались по классической программе. Контрольная и экспериментальная группы тренировались по общепринятой программе подготовки к соревнованиям.
У экспериментальной группы общепринятая программа теоретической подготовки была заменена на экспериментальную программу теоретического обучения.
В подготовку экспериментальной группы была включена экспериментальная программа теоретического обучения по тематике влияния внешних условий на технико-тактические действия и в том же объеме часов общепринятой методики, применена программа с вариативно-переменными упражнениями.
Эффективность экспериментальных программ проверялась путем сравнения результатов тестирования подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп, и результатов их выступлений на модельных соревнованиях перед учебно-тренировочными сборами и в конце учебно-тренировочных сборов.
Суть модельных соревнований сводилась к следующему: каждый спортсмен вел единоборство в условиях зала в стандартной спортивной экипировке, в условиях межсезонья на улице и в зимних условиях.
Характеристика групп.
В эксперименте участвовало двадцать четыре испытуемых, по двенадцать человек в каждой группе. Характеристика групп представлена в табл.1.
Борцы контрольной и экспериментальной группы имели в своем арсенале коронные приемы и владели хотя бы элементарными способами тактической подготовки их проведения.
В то же время, следует отметить, что основные способы тактических подготовок, применяемых испытуемыми, были связаны с ошибками соперника в условиях влияния внешних условий, а не следствием умелого использования особенностей внешних условия.
Поэтому основная педагогическая направленность экспериментальной программы состояла в ознакомлении борцов с параметрами внешних условий в рамках технико-тактической подготовки, особенностями ведения схватки в "нестандартных" условиях и соединении этих знаний с коронными приемами для объединения их в целостные действия в условиях учебно-тренировочных поединков.
Организация исследования.
Исследование проводилось на базе Спортивного клуба «С.П.А.С.» города Москвы. Практическая работа охватывает период в четыре месяца и охватывает четыре этапа.
На первом этапе исследования, сентябрь, проходило изучение специализированной, научной и методической литературы по вопросам, касающимся влияния внешних условий на технику и тактику рукопашного боя, а также проводились тренировки в условиях зала (на жесткой поверхности, ринге и борцовском ковре).
Второй этап, октябрь, проводились осенние учебно-полевые сборы, на которых бойцы тренировались использовать различную одежду (экипировку) для рукопашного боя, а также занимались в условиях увеличения количества противников (несколько противников).
В рамках третьего этапа, ноябрь, нарабатывались технико-тактические действия в условиях межсезонья. Бойцы тренировались в дождливую погоду, на мокрой траве и скользкой земле, используя полученные знания от второго этапа и выявляя рациональную технику для данных условий.
Четвертый этап, декабрь, был направлен на повышение технико-тактической подготовленности во время зимних учебно-тренировочных сборов. Внешние условия оказывали повышенное влияние на технику и тактику бойцов, что позволило выявить эффективные технико-тактические действия и завершить педагогический эксперимент.
В ходе исследования, была разработана, проверена на реализуемость и эффективность экспериментальная программа с вариативно-переменными упражнениями для повышения технико-тактической подготовленности бойцов в условиях их служебно-прикладной деятельности.
В следующей части будет то, что было урезано по требованию руководителя моей научной работы. Детальная информация о том, что мешало бойцам, мною будет выложена в другой части!
Берегите себя!
СЕБЕ ПОМОЖЕШЬ САМ — онлайн-курс ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
Тренируйтесь грамотно!
Если Вам понравилось — вступайте в нашу группу и следите за новостями!
Понравилось, ставьте палец ВВЕРХ, а нас ждет много еще чего интересного!
Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин