Про искусство и тотальное одиночество под светом софитов.
Моя любовь к театру бесконечна и безгранична. Нет ничего прекраснее театра, но это, конечно, мое личное мнение, которое могут и не разделять многие.
Театр вошел в мои вены, в мои гены, и это замечательно. Я всегда хотела быть писателем и создавать что-то значимое для людей, но никогда не думала, что именно театр может стать таким мощным проводником между моими мечтами, моими идеями и людьми. Мне никогда не приходило в голову, что театр - это безграничная, удивительная сила, способная исцелять, дарить радость и счастье. Мы всю жизнь ищем счастье, ищем что-то сверхъестественное, что-то, что поглотит нас полностью и заберет наш разум, унесет нас от проблем и от обыденности, от суеты и от человеческого хаоса и такой удивительной, фантастической силой обладает театр.
Все эти громкие слова основаны на реальном опыте - на моем опыте. Я всегда чувствовала себя несчастной, грустной и обделенной до того замечательного момента, когда у меня появился театр. Нельзя винить кого-то в своем собственном несчастье и одиночестве - нужно всегда искать и обязательно находить соратников - людей близких нам по духу. Эти поиски, я уверяю вас, закончатся успехом. Главное - это вера в себя и постоянное желание, постоянные действия и поиск. Я думаю, что страдания обогащают нашу жизнь, и мои внутренние муки начались лет в 16. Тогда все казалось плоским, серым и безжизненным. Именно в этот момент случился мой первый поход в театр. Это была постановка «Маленький принц» в Театре Чехова, в Екатеринбурге. Тогда театр находился по другому адресу, в данный момент Театр Чехова располагается в Доме Писателя. Все действие заполнял один актер, и впервые история Сент - Экзюпери была раскрыта для меня полностью. Так немыслимо и самозабвенно актер отдавал себя зрителям - я до сих пор помню все детали его игры. Это был школьный поход в театр, и для меня это событие стало большим потрясением. Три часа я проплакала дома поле спектакля. Не могла успокоиться. В маленьком зале происходило что-то невероятное - артист на сцене рассказывал свою личную историю через идею великого произведения. Это была история глубокого одиночества, которая передалась и мне. Думаю, что каждому человеку в зале. С тех пор, как я думаю, для меня не осталось никакого выбора или варианта - только театр, только театральный опыт.
Тотальное одиночество - это самое грустное чувство знакомое каждому, когда мы спрашиваем себя: кто мы, зачем мы здесь, что я делаю, кто-то понимает меня? Самые важные вопросы мы задаем себе в тишине и оказываемся в ситуации тотального одиночества - в такие моменты важно находить отклик извне, находить похожих людей, которые могут говорить с вами на одном языке и даже без слов. Наверное, достаточно сложно и кажется, что невыполнимо, но всегда можно найти своих - это возможно. Мой пример это доказывает. Важно всегда находиться в поиске, всегда искать и никогда не сдаваться. Второй мой поход в театр случился намного позже, когда мне казалось, что я выросла, стала невероятно зрелым человеком. В этот период мы с подружкой сходили в Коляда-Театр на спектакль «Трамвай желание». Я знала про драматурга Теннесси Уильямса, возможно, смотрела фильм, но что я знала о жизни, о настоящей жизни? Почему-то больно вспоминать из-за моего невежества, как мне кажется. Больше всего в жизни я жалею о собственном невежестве и нежелании развиваться - это самые темные и мрачные моменты в моей жизни. «Коляда-Театр» тогда находился на Тургенева 20, в «избушке», как принято говорить в Екатеринбурге. Да, это был старинный особняк, и думаю, что именно эта театральная постановка перевернула мои представления о театре. Я поняла, что театр может быть живым, открытым, фантастическим и непохожим, не таким, каким мы привыкли видеть театр. Думаю, что после спектакля «Трамвай желание» в Коляда - Театре я испытала шок, настоящее потрясение. Я никогда не думала, что театр может быть таким балаганным, удивительным и невероятным по энергетике, по интенсивности эмоций, таким открытым и расширяющим внутренние границы. Я увидела отношения между людьми такими, какие они есть - не всегда симпатичными и лучезарными, временами мы жестоки по отношении друг к другу, разрушаем, раним и обижаем. Жизнь тогда открылась мне с совершенно новой стороны, и я долго была в шоке. До сих пор мне сложно формулировать мысли и рецензии после спектаклей в Коляда - Театре, потому что для меня это всегда переживание, мощное откровение и открытие.
Потом я стала драматургом и сама пишу пьесы, но это другая история. Я прочитала пьесу Теннесси Уильямса в переводе на русский и в оригинале, на английском. Посмотрела спектакль «Трамвай желание» в Коляда - Театре 5 раз, но до сих пор для меня непостижима магия великого драматурга, магия этого произведения и постановки. Кажется, что я уже разложила на составляющие пьесу и постановку, но это невозможно. Драматургия Теннесси Уильямса и режиссура Николая Коляды непостижимы в данном случае, в комбинации - это большая театральная сила, загадочная, шокирующая и освобождающая разум от клише и традиционных взглядов на театральный мир.
Я поступила в театральную школу Николая Коляды в 2017 году и с тех пор пишу пьесы. Постановки по моим произведениям ставят в Уральском Театре Эстрады, в Свердловском театре музыкальной комедии, в репертуар Коляда-Театре вошла моя сказка «Приключения капибары». Иногда я думаю о том, что стоило бы выбрать другое направление, но только театр и процесс написания пьесы вызывают у меня радость, сильные эмоции и чувство успешности.
В 2020 году мне удалось побывать на крупнейшем европейском фестивале Bitef в Сербии и посмотреть спектакль Яна Фабра «Гора Олимп». Эта постановка основана на греческих мифах и длится 24 часа. Так самозабвенно артисты отдавались задумке автора – меня это поразило. Актеры были похожи на греческих богов или даже на какой-то момент становились таковыми.
Минимум декораций на сцене – очень лаконичная сценография и самоотверженная игра актеров – были показаны несколько отрывков, основанных на греческих мифах. Фантасмагория, гротеск и стиль настоящего художника Яна Фабра. Все это впечатлило и было похоже на божественный театр, иллюзорный, мистический, из другого мира, из параллельной вселенной. Тверк соединялся с оперным пением и постановкой балетных отрывков. Неужели я это видела? Наверное, тогда я подумала, что мы – люди можем быть сильными, выносливыми и мощными, как боги или смешными, нелепыми и глупыми в нашей борьбе за что-нибудь желанное.
Странно в одной статье соединить маленький театр имени Чехова в Екатеринбурге и мировой театральный шедевр, но для меня в этом кроется магическая сила театрального переживания – сила эмоционального отклика имеет значение или так называемое «узнавание» того, что происходит на сцене. То есть мы должны сопереживать тому, что происходит на сцене, узнавать себя и прекращать это ощущение тотального одиночества. Хотя бы на время.
#театр #спектакль #перформанс #режиссер #постановка #художник #искусство #янфабр #мифы древней греции #олимп