Найти тему
ЮРИСТ Сагитов

Не перегните жезл, товарищ инспектор ГИБДД: суд оправдал пьяного за рулём по одной причине.

Оглавление

Не трезвые водители становятся виновниками аварий с тяжкими последствиями. Но не всегда пьяного за рулём можно наказать.

Фото из открытых источников ИТКС интернет
Фото из открытых источников ИТКС интернет

Сотрудники ГИБДД не перестают бороться с водителями, которые садятся за руль транспортных средств, находясь в состоянии опьянения. Ежегодно ДТП по вине таких водителей уносят жизни других людей, делают их инвалидами. Попадают в такие аварии и знаменитости. Потом такие процессы становятся достоянием общественности и широко обсуждаются по телевидению.

В 2018 году по вине пьяных водителей произошло 16,5 тысяч аварий. В них получили травмы 22,3 тысячи человек.
Погибло 4 645 человек.
За 9 месяцев 2021 года таких аварий произошло около 9 тысяч.
Погиб, примерно, каждый пятый участник аварии.

Статистика хоть и претерпевает изменения в сторону улучшения, но цифры всё равно пугающие. Мы теряем на дорогах слишком много людей. Поэтому или нет, но сотрудники ГИБДД иногда немного, так сказать перегибают палку жезл и превращают борьбу с пьянством за рулём в охоту на ведьм.

Не хотите ли дунуть?

Несколько аналогичных по своей сути случаев, произошедших в разное время, стали причиной обращения пьяных "водителей" в Верховный Суд РФ. Опишу в целом что же происходило.

Представьте себе ситуацию, когда стоит, например, на стоянке около дома автомобиль, а в нём на месте водителя сидит человек и пьёт алкогольный напиток. К нему подходит инспектор ГИБДД, просит предъявить водительское удостоверение и предлагает дунуть в трубочку пройти освидетельствование на определение состояния алкогольного опьянения.

Человек со смешком протягивает документы на автомобиль и водительское удостоверение. Всё в порядке: - Куда дуть?

Дунул, появились промилле. Человек с пивом спокоен как удав, он же просто вышел посидеть в машине и выпить пива, что бы дома не маячить. И вдруг он слышит от инспектора: - Да Вы в состоянии опьянения. Будем оформляться по ст. 12.8 КоАП РФ. Вину признаёте?

Фото из открытых источников ИТКС интернет.
Фото из открытых источников ИТКС интернет.

Подпишите, товарищ водитель

После недолгих разбирательств и пререканий инспектор составляет все необходимые документы. А дальше суд и фактически приговор. Водитель получает наказание по полной программе, как говорится.

Статья 12.8. КоАП РФ
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Начинаются судебные процессы. И несколько таких дал дошли до Верховного Суда РФ. Конечно. дела эти не полностью идентичны, но суть была одна - никто никуда не ехал и был выпившим.

Обычно суды рассматривают такие дела на автомате, как говорится. И в тех делах, что дошли до Верховного, было также. Но Верховный Суд РФ разобрался в данных делах и дал существенные разъяснения нижестоящим судам, а значит и всем нам.

Исходя из названия статьи и её гипотезы (описания сути правонарушения) следует, что инспектор должен зафиксировать не только факт нахождения лица в состоянии опьянения, но при этом должен иметь место факт управления транспортным средством. То есть транспортное средство должно передвигаться под управлением данного лица.

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (п. 1.2. ПДД)
Вывод. Если не управлял, значит не водитель.

Если автомобиль никуда не двигался, то это уже не нарушение. А-то дошло как-то до абсурда. Мужчина ремонтировал грузовик и его оштрафовали по ст. 12.8 КоАП РФ. При этом инспектора и судей трёх инстанций не смутил факт того, что грузовик был не на ходу и вообще не мог никуда двигаться. В данной ситуации человек вообще не мог считаться водителем.

P.S.

Да, судебная система не совершенна. Но... не до такой же степени!!!

Эти люди сдавали кучу квалификационных экзаменов, перед тем как надеть мантию судьи. Они обязаны думать. Обязаны.

Спасибо, что дочитали статью до конца!

С уважением, юрист Дмитрий Сагитов.

Подписывайтесь на мой канал и будьте в курсе интересных советов и новостей. За лайк отдельное спасибо.