Когда человек испуган, спектр реакций невелик. Традиционно, его описывают как "flee or fight" - беги или сражайся (есть ещё вариант "оцепенения", но это патологическая реакция, так что оставим её за кадром). Когда наша страна была вынуждена вступить в борьбу на землях Украины, многим стало страшно - это нормально. Некоторые побежали - заграницу или за сахаром. Большинство внутренне мобилизовалось - так и должно быть. Большинство выбирает "fight" - это нормально. Понятно, что я несколько упрощаю, но в общем и целом дело обстоит именно так.
Те, кто выбрал "flee", тоже делятся на две группы - на тех, кто просто совершил перемещение, и тех, кто на новом месте выстраивает систему оправдания своему... Нет, не решению и не поступку... Своему движению, пожалуй. Отсюда разговоры о том, "уехала" Россия или "осталась". Бессмысленные разговоры, потому что Россия - это не какие-то медийные персоны, не инфлюэнсеры. Россия - это мы. Россия не может уехать. Россия живёт и сражается, работает и надеется. А те, кто уехал, повезли за собой нашу общую судьбу, как бы они не старались от неё откреститься. И мне, лично, их жаль: да, мы не знаем, что Провидение готовит для нас, но представления о том, что ты можешь снять с себя бремя принадлежности к той общности, что называется Россия, не более, чем иллюзия. Скоро она рассеется и пробуждение будет горьким. Поэтому, помолимся об этих людях, чтобы они вновь нашли себя, свою страну и приняли свою судьбу.
А мы продолжим наш "fight". Наши воины будут сражаться, а мы будем следовать доброму правилу Бенедикта Нурсийского (V в): "Ora et labora!" - молись и трудись. Вот, что имеет значение. Пускай нам недоступны глобальные решения: мы живем на "микроуровне" и принимаем "микрорешения". Но, именно из них складывается лучший мир и лучшее будущее.