Найти тему

Время и Священное Писание. Часть 2

Год

Наше основанное на Библии исследование времени подвело нас к понятию «год». Это понятие упоминается с самого начала описания человеческой истории (Быт 1:14). В еврейском языке слово «год», шана́, происходит от слова «повторять, делать снова» и передает мысль о временно́м цикле. Это вполне закономерно, потому что каждый год повторяется цикл времен года. Год на Земле равен тому времени, за которое Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца. Существует такое понятие, как солнечный, или тропический, год. Это промежуток времени от одного весеннего равноденствия до следующего. В среднем он составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, или приблизительно 365 и 1/4 суток.

Библейский год

Система летосчисления, которая прослеживается в Библии, указывает на то, что в древности год начинался осенью. Это было удобно с точки зрения сельского хозяйства: год начинался с пахоты и сева в начале октября по нашему календарю и заканчивался сбором урожая. Ной также отсчитывал начало года с осени. Он записал, что Потоп начался «во втором месяце», то есть во второй половине октября — первой половине ноября (Быт 7:11). У многих народов год начинается осенью и по сей день. Во время исхода из Египта, Бог повелел израильтянам считать месяц авив (нисан) «началом всех месяцев» — таким образом был введен священный год, который начинался и заканчивался весной (Исх 12:2). В наше время, однако, евреи пользуются светским календарем, согласно которому год начинается осенью, в месяце тишри.

Еврейский календарь
Еврейский календарь

Лунно-солнечный год

Вплоть до времени Христа у большинства народов время измерялось лунными годами. Для согласования лунного года с солнечным использовались самые разные методы. Обычно лунный год длится 354 дня и состоит из 12 лунных месяцев. В месяце в зависимости от появления молодой Луны бывает или 29, или 30 дней. Таким образом лунный год на 11 и 1/4 дня короче продолжительности солнечного года, который длится 365 и 1/4 дня. По лунному календарю жили и евреи. В Библии не сообщается, каким образом они согласовывали лунный год с солнечным годом и сменой времен года, но, вероятнее всего, при необходимости они вводили дополнительные месяцы. В V веке до н. э. был создан календарный цикл, известный как цикл Метона, благодаря которому введение дополнительных месяцев было систематизировано. Согласно этой системе, в 19-летний календарный цикл включаются семь дополнительных месяцев. В еврейском календаре дополнительный месяц шел после двенадцатого месяца адара и назывался веадар, что значит «второй адар». Год, в который для согласования движения Луны с движением Солнца периодически вводится добавочный 13-й месяц, называется лунно-солнечным.

Юлианский и григорианский календари

Календарь — это система счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы. Юлианский календарь был введен в 46 году до н. э. Юлием Цезарем, чтобы заменить лунный календарь, которым пользовались римляне, на лунно-солнечный календарь. Год в юлианском календаре состоит из 365 дней, но к каждому четвертому году (високосному) добавляется еще один день, таким образом в високосном году получается 366 дней. Со временем, однако, было установлено, что продолжительность года по юлианскому календарю примерно на 11 минут больше продолжительности солнечного года. К XVI веку н. э. накопилось целых десять лишних дней. В 1582 году папа Григорий XIII ввел небольшое изменение в существовавшую календарную систему, и новый календарь стал называться григорианским. Папа издал специальную буллу, согласно которой счет дней в 1582 году был передвинут на десять суток вперед, и день после 4 октября был объявлен 15 октября. Было решено не считать високосными те вековые годы, число сотен в которых не делится на 4. Например, 1900 год не был високосным, потому что 19 не делится на 4; 2000-й же год, наоборот, был високосным, потому что 20 делится на 4. Сегодня григорианский календарь признан в большинстве стран мира.

Пророческий год

В библейских пророчествах под словом «год» часто подразумевается период, состоящий из 12 месяцев, в каждом из которых 30 дней, всего — 360 дней. Обратите внимание, как комментируются стихи Иезекииль 4:5, 6 в одном авторитетном источнике: «Иезекииль, надо полагать, исчислял время годами, в которых было по 360 дней. Такая продолжительность года не совпадает ни с солнечным годом, ни с лунным годом. Это, так сказать, усредненный год, в котором каждый месяц состоит из 30 дней» (Van Goudoever J. Biblical Calendars. 1961. С. 75.).

Иногда пророческий год называется «временем». Исследуя Откровение 11:2, 3 и 12:6, 14, можно вычислить, что продолжительность одного «времени» составляет 360 дней. В некоторых пророчествах год символически бывает представлен «днем» (Иез 4:5, 6).

Отсутствие нулевого года

У древних народов, например у греков, римлян и евреев, не было такого понятия, как нуль. Любой отсчет они начинали с единицы. Вспомните, когда вы изучали в школе римские цифры (I, II, III, IV, V, X и так далее), учили ли вас, как пишется нуль? Нет, потому что у римлян не было такой цифры. По этой причине отсчет лет в нашей эре начинается не с нулевого, а с первого года. Впоследствии от них образовались порядковые числительные, например первый (1-й), второй (2-й), третий (3-й), десятый (10-й), сотый (100-й) и так далее. В наше время в математике счет всегда начинается с нуля. Нуль, вероятно, был изобретен индусами.

Следовательно, когда речь идет о порядковых числительных, нужно всегда вычитать один, чтобы получить полное число. Например, мы говорим о какой-то дате в XX веке. Значит ли это, что до этой даты прошло полных 20 столетий? Нет, прошло 19 полных столетий и сколько-то лет. Для передачи полных чисел в Библии, как и в современной математике, используются количественные числительные, например 1, 2, 3, 10, 100 и так далее. Они также называются целыми числами.

Далее, поскольку наша эра началась не с нулевого, а с 1 года н. э. и годы до нашей эры также считаются не с нулевого, а с 1 года до н. э., любое число, обозначающее год, будет порядковым. Возьмем, к примеру, дату 2000 год н. э. Эта дата означает, что с начала нашей эры прошло полных 1 999 лет. А если взять 1 июля 2000 года, то это будет означать 1 999 лет плюс полгода с начала нашей эры. Тот же принцип применяется и к датам до нашей эры. Например, чтобы узнать, сколько лет прошло с 1 октября 607 года до н. э. до 1 октября 1914 года н. э., то к 1 913 годам (и девяти первым месяцам следующего года) нужно прибавить 606 лет (и три последних месяца предыдущего года). Получается 2 519 лет (и 12 месяцев), то есть 2 520 лет. А чтобы узнать, какой получится год, если отсчитать 2 520 лет от 1 октября 607 года до н. э., нужно помнить о том, что 607 год представлен порядковым числительным и, следовательно, указывает на 606 полных лет. А поскольку мы считаем не с 31 декабря 607 года до н. э., а с 1 октября 607 до н. э., к 606 нужно добавить три последних месяца 607 года до н. э. Теперь от 2 520 отнимаем 606 и 1/4. Получается 1 913 и 3/4. Итак, если отсчитать от 1 октября 607 года до н. э. 2 520 лет, получается 1 913 и 3/4 года (уже в нашей эре). По прошествии полных 1 913 лет начинается 1914 год н. э. Мы прибавляем к этому три четверти года и получаем 1 октября 1914 года н. э.

Когда время идет быстрее

Есть старая поговорка: «Кто над чайником стоит, у того он не кипит». И правда, когда мы следим за временем, постоянно смотрим на часы и чего-то ждем, время идет невероятно долго. Но если мы увлечены каким-то делом, время пролетает незаметно. Детям кажется, что время идет медленно, тогда как взрослым и пожилым — наоборот. Почему это происходит? Когда годовалый ребенок проживет еще один год, его жизненный опыт увеличится на 100 процентов. А когда еще один год проживет 50-летний человек, его жизненный опыт увеличится только на 2 процента. Детям год кажется очень долгим. Людям же более зрелого возраста, если они деятельны и у них хорошее здоровье, кажется, что годы летят все быстрее и быстрее. Они начинают лучше понимать смысл слов Соломона: «Нет ничего нового под солнцем». Молодых людей ожидают годы формирования — годы, которые не пролетят для них быстро. Вместо того чтобы предаваться «погоне за ветром» вместе с этим материалистически настроенным миром, молодежь может прожить эти годы с пользой, накапливая драгоценный опыт. К ним, как ни к кому другому, применимы следующие слова Соломона: «Помни своего Великого Творца в дни своей молодости, пока не наступили тяжелые дни и не пришли годы, о которых ты скажешь: „Нет мне радости в них“» (Эккл 1:9, 14; 12:1).