Газета Коммерсант № 58 от 5.04.2022 года опубликовала статью Ольги Мордюшенко «Шла пошлина темным лесом». В ней автор рассказывает о обращении лесопромышленников к Правительству России за мерами поддержки отрасли в связи с санкциями иностранных государств. Среди основных проблем отрасли они назвали логистику, запрет на поставки импортной техники, сложность привлечения финансирования и обслуживания долгов.
Свои проблемы они связывают не только с санкциями, но и проблемами, которые не решались в отрасли годами. Проблемы возникли, главным образом, у экспортно ориентированных компаний.
Лесопромышленников поддержали президенты организаций «Деловая Россия» и «Опора России» Павел Титов и Александр Калинин, которые направили письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко с изложением их предложений.
Первый вице-президент ассоциации «Русский лес» Андрей Гончаров сообщил, что у экспортно ориентированных компаний возникли проблемы сохранения работоспособности производств, связанные с поиском новых рынков сбыта, выработкой новых логистических маршрутов и переориентацией продаж.
Ещё одним риском для отрасли, заставляющим лесопромышленников искать варианты переориентации с европейских рынков, является приостановка действия международных сертификатов FSC, SBP , EN Plus для российской лесной продукции.
Авторы письма указывают на риски экспортно ориентированных компаний потери рынков сбыта за рубежом пиломатериалов с высокой добавленной стоимостью. Предлагается переориентировать производства на внутренний рынок. Для реализации этого просят ввести кредитование по ставке не более 10% годовых, пополнения оборотных средств и освобождения от налога на прибыль не менее, чем на год.
Также для переориентации сбыта на рынок КНР предлагается отменить пошлину на экспорт пиломатериалов с естественной влажностью, с чем вряд ли стоит соглашаться.
В письме отмечается, что из-за резкого повышения ключевой ставки стоимость финансирования проектов становится неподъемной, поскольку рентабельность предприятий ЛПК в стране не превышает 16%, а доступ к «длинным» деньгам с низкими ставками отсутствует.
Авторы письма просят ввести мораторий на повышение ставки по кредитам, взятым до 28 февраля, субсидировать кредиты по низкой ставке и ввести кредитные каникулы для экспортно ориентированных предприятий ЛПК на полгода.
В связи с требованием продавать не менее 80% валютной выручки государству и проведении банками операций по своему курсу, компании теряют более 30% выручки, подлежащей обязательной продаже. Предлагается продавать экспортные доходы по биржевому курсу, либо курсу ЦБ.
В связи с запретом поставки зарубежных машин, оборудования и запчастей перед Правительством ставится задача организовать их поставку через третьи страны. Ставится также вопрос по организации производства российских аналогов выбывающих машин и запчастей.
Производители топливных гранул столкнулись с проблемами экспорта и вынуждены переориентироваться на Восток. Затраты на транспортировку и погрузку пеллет в порту Владивостока обходятся в $148 на тонну при цене их в порту в $132. Поэтому для сохранения производства пеллет просят субсидировать затраты на их транспортировку через Владивосток, создать в порту необходимую инфраструктуру, а также стимулировать спрос на топливные гранулы внутри России.
Лесопромышленники также просят государство помочь с нехваткой контейнеров.
В письме сформулирована просьба, связанная с тем, что компании - участники приоритетных инвестиционных проектов, не смогут выполнить обязательства по созданию новых лесоперерабатывающих мощностей из-за запрета на поставку зарубежного лесоперерабатывающего оборудования. Авторы письма просят разрешить участникам приоритетных инвестпроектов перерабатывать заготовленную древесину на мощностях сторонних предприятий до ввода в эксплуатацию собственных, а также продлить инвестпроекты минимум на два года, ввести на этот срок мораторий на расторжение договоров аренды лесных участков и исключение арендатора из перечня приоритетных инвестпроектов.
Думаю, что государство пойдёт навстречу бизнесу и удовлетворит большинство просьб лесопромышленников. И в этом есть, по крайней мере, две причины.
Первая – в случае проблем у лесопромышленных компаний, они будут вынуждены снизить или заморозить зарплату рабочим, или даже объявить о банкротстве и уволить их. При этом они вряд ли потратят собственные, заработанные непосильным трудом средства, на решение проблем своего бизнеса. И это не смотря на то, что они во многом сами повинны в случившемся.
Одной из главных причин случившегося является то, что в погоне за валютной выручкой они основной акцент в своей работе делали на внешний рынок, а не на решении проблем внутри своей страны – то же деревянное домостроение, преобразование одноэтажной России. Бизнес не развивал перерабатывающие производства, а гнал за рубеж кругляк, обогащая зарубежных деревообработчиков, не добивался развитии отечественного лесного машиностроения и лесной науки.
Вторая причина – государство также во многом повинно в создавшейся ситуации. Причём я не имею ввиду начало освободительной операции на Украине, поскольку, как и подавляющее большинство граждан нашей страны, поддерживаю её. Дело в другом. Наше государство, как я уже писал, проявило абсолютно безответственное отношение к лесному комплексу, особенно к ЛПК, поручив работу по управлению комплексом бесправному отделу ЛПК Минпромторга. В результате Правительством утверждена Стратегия развития лесного комплекса на период до 2030 года с очень серьёзными ошибками в области ЛПК.
Многих ошибок можно было избежать, будь у лесопромышленного комплекса полноценный орган управления во главе со Стратегом - профессионалом ЛПК, а не эффективный менеджер, как сегодня.
Стратег не допустил бы гибели отраслевой науки и лесного машиностроения, предпринял меры к развитию деревообрабатывающей промышленности. Он не допустил бы перекоса в развитии ЛПК в пользу экспорта лесобумажной продукции в ситуации, когда необходимо обустраивать собственную страну.
Стратег бы внял мнению науки, что самым эффективными способами использования низкокачественной древесины и древесных отходов, внедрению ресурсосберегающей технологии производства является производство тепловой и электрической энергии, а также древесных плит, а не пеллет, что сделал наш бизнес, для которого главное не интересы страны, а собственный карман.
Во исполнение либеральной идеи «где больше рынка, там пышнее пироги», государством отданы на откуп государственным и частным компаниям целые отрасли. И во всех этих отраслях возникли проблемы. Как оказалось, у нас не газифицирована полностью собственная страна, нет своих гражданских самолётов, высокоскоростных поездов в РЖД, машин и оборудования во многих отраслях, в том числе в лесопромышленном комплексе.
В стране должно быть больше государства. И это касается не только лесопромышленного комплекса. Основные отрасли промышленности и сельское хозяйство должны быть в руках государства и развиваться в соответствии с Государственным Планом. Сейчас в стране как раз такая ситуация, когда это следует сделать.
Спасибо, что дочитали до конца!
Надеюсь, что приведённая информация заинтересует коллег. Пожалуйста, пишите комментарии. Надо, чтобы ваш голос услышало Правительство.
В связи с современной обстановкой в стране реализация предложений, изложенных в настоящей статье, стала чрезвычайно актуальной.
Дзен изменил регламент своей работы, комментарий могут написать только подписчики канала. Поэтому убедительно прошу подписаться на канал.
С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ