Недавно в Национальном парке «Башкирии» после зимовки начали просыпаться дикие пчелы, а значит совсем скоро начнется новый медоносный сезон. Как известно, наша республика славится своим знаменитым медом, но в последнее время отрасль испытывает серьезные проблемы.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ
Несколько лет подряд пчеловоды в разных районах жаловались на массовую гибель пчел из-за обработки сельхозугодий химикатами. Дело дошло до того, что парламент Башкирии принял специальный закон, призванный защитить пасечников от «внезапной» обработки полей от вредителей.
Но и это еще не все: не так давно многие пчеловоды признали, что знаменитый бренд «башкирский мед» стремительно теряет свои позиции. Жители других регионов России стали с настороженностью относится к сладкому продукту из нашей республики. Уж очень много подделок.
Но есть и еще одна проблема, которая так или иначе влияет на узнаваемость бренда и, соответственно, массовое потребление этого продукта как в Башкирии, так и за ее пределами. Мы заметили, что в крупных федеральных торговых сетях мед из нашей республики практически не представлен. В единичных случаях его можно найти на полках, но это скорее исключение. А еще, говорят, что там он поддельный.
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились к председателю башкортостанского отделения Союза пчеловодов России Алексею Самойлову.
ЧТО ЛЕЖИТ НА ПОЛКАХ
- Я хочу отметить, что по непроверенным данным в магазинах не только в Башкирии, но и по всей России 70% продукции под брендом «башкирский мед» — это подделка. Реальные цифры назвать сложно, это нужно к экспертам обращаться, которые мониторинг проводили. Все-таки я советую покупать башкирский мед непосредственно у пчеловодов, - говорит Алексей Самойлов.
По словам пчеловода, проблема отсутствия настоящего башкирского меда на полках магазинов в том, что производители лоббируют совершенно другой продукт – глюкозно-фруктовую смесь. Его выдают за настоящий мед и даже придумали специальное название – «медовый продукт». Именно его чаще всего можно найти в крупных супермаркетах.
- Пока на законодательном уровне такое название не утверждено, но попытки уже есть. Недавно соответствующий законопроект вносили в Госдуму, но его не приняли и отправили на доработку. Авторы хотят ввести в обиход «медовый продукт» по аналогии с молочным продуктом. Этого нельзя допустить. Мед либо настоящий, либо это вовсе не мед, - подчеркивает пчеловод.
ПОЧЕМУ НЕТ В КРУПНЫХ СУПЕРМАРКЕТАХ
Даже если в магазинах очень много подделки или «глюкозно-фруктозной смеси», то должен же там быть и настоящий башкирский мед? С таким вопросом мы обратились к участнику этого рынка, исполнительному директору компании «Башкирские пасеки +» Сергею Мулюкову. По его словам, у производителей меда в республике есть несколько серьезных причин, почему их продукт не так широко представлен на полках крупных супермаркетов.
- Главная причина того, что башкирского меда нет в крупных сетях в том, что отношения с ретейлерами нельзя назвать партнерскими. Когда они заходят в регион и открывают новый супермаркет, то везут с собой свой пулл поставщиков, которые работают по их условиям. Договоры с ними совершенно не равноценные, все условия там направлены в одну сторону – защитить ретейлеров и переложить все риски на плечи поставщиков, - говорит Сергей Мулюков.
Как отмечает производитель, крупные сети существенно занижают закупочные цены на башкирский мед.
- Они дают цену как на самый дешевый в России мед – волгоградский подсолнечный. А мы предлагаем, по сути, премиальный продукт. Почему мы должны соглашаться на такое предложение? Рентабельность получается низкой. Да еще и по договорам поставщиков за задержки штрафуют, а сами ретейлеры могут позволить себе рассчитываться не сразу, могут и 90 дней пройти, - подчеркивает Сергей Мулюков.
Производитель башкирского меда отмечает, что бренд нашей республики все-таки частично представлен в крупных супермаркетах, но чаще его можно найти именно в республиканских сетях. Из числа местных торговых сетей, где точно можно найти этот сладкий продукт с башкирских пасек «Байрам» и «Ярмарка», а из федеральных в небольшом количестве в «Метро».