Найти тему
Знакомьтесь, Вадик!

Отцепившиеся от состава секции тепловоза чуть не снесли пассажирский поезд

Приветствую!

История, про которую пойдёт сегодня речь, произошла аж 30 лет назад, в 1992 году на БАМе, и которая чуть было не закончилась трагично.

Грузовой поезд под тепловозом 3ТЭ10М следует через перевал Мурурун, БАМ. Фото: train-photo.ru
Грузовой поезд под тепловозом 3ТЭ10М следует через перевал Мурурун, БАМ. Фото: train-photo.ru

А дело было так.

Есть на Байкало-Амурской магистрали такое место - перевал Мурурун, - самая высокая точка БАМа, где длина затяжного подъема и уклона железнодорожного пути из-за горной местности составляет несколько десятков километров, то бишь профиль пути отнюдь не простой, как в средних широтах. И вот однажды по этому участку следовал грузовой поезд, который вёл трёхсекционный грузовой тепловоз 3ТЭ10М. 70 цистерн с горючими материалами - довольно крупный вес для горного профиля. Отмечу, что поезд следовал под уклон.

Но тут в пути следования случилось непредвиденное. У бустерной секции тепловоза (средняя секция, не имеющая полноценной кабины управления) внезапно отказывает тормозная система ввиду того, что при обслуживании тепловоза в депо слесари допустили оставление клапанов и сигнализации, отвечающих за наполнение главных резервуаров и тормозных цилиндров воздухом, а также включение автостопа при обрыве ТМ, отключенными. Вследствие этого воздух попросту выходил через открытые клапаны наружу, даже компрессоры на секциях не успевали качать воздух. Ситуация усложнилась просадкой пути на одном из участков. Итог: саморасцеп.

Головная и бустерная секции устремились вперед, а третья секция вместе с поездом остались на перегоне. Тормозов нет, скорость растет каждую секунду. Казалось бы, всё, высокая скорость, тепловоз без тормозов, с постоянно утекающим воздухом и открытым концевым краном тормозной магистрали на бустерной секции, где только что была еще одна секция.

Но была еще одна сложность. Впереди разгоняющегося тепловоза с отказавшими тормозами шёл пассажирский поезд. Бригада заметила хвост пассажирского и стала по радиосвязи предупреждать машиниста этого поезда, чтобы тот вопреки установленным ограничениям скорости следования по участку увеличил скорость и как можно быстрее доехал до ближайшей станции, иначе локомотив без тормозов столкнулся бы с хвостовым вагоном пассажирского состава, и тогда, скорее всего, было бы неизбежно крушение. В это время тепловоз разогнался свыше 120 км/ч.

Помощник машиниста, рискуя здоровьем и жизнью, высунулся из межсекционного перехода и всеми силами стал пытаться перекрыть концевой кран тормозной магистрали, чтобы предотвратить утечку воздуха из системы.

Между тем, дежурная по станции, куда уже с ускорением летел пассажирский поезд, уходя от неуправляемого локомотива, приняла решение принять пассажирский на боковой путь, занятый другими вагонами, освободив главный путь для отцепившегося тепловоза.

В конце концов помощник перекрыл концевой кран, и тепловоз успешно останавливается на главном пути станции.

По мотивам этого случая был снят короткометражный художественный фильм "Перевал Мурурун", в котором отражены события того дня.

Вот так халатное отношение к облуживанию локомотива чуть не привело к трагическим последствиям.

Спасибо за прочтение и просмотр!

Профиль автора в ВК