Продолжается Великий пост. Об этом важном особенном времени мы и планировали побеседовать с епископом Ардатовским и Атяшевским владыкой Вениамином. Но начали с главного вопроса, который особенно волнует сейчас, пожалуй, каждого жителя нашей страны:
- Владыка Вениамин, что делать, как молиться тем, чьи дети и внуки оказались там, где идут бои, где опасность, где смерть?
- Всем тем, кто сейчас выполняет спецоперацию, нужна наша общая поддержка, за них надо молиться и в храме, и дома. Не нам давать оценку того, что происходит, Господь сам все управит, и покажет, кто прав, кто виноват, а наших близких спасет горячая молитва родных и всех нас. Им нужна именно духовная поддержка, чтобы Господь уберег и помиловал, а в молитвах просить одно – чтобы быстрее наступил мир.
- А теперь хотелось бы услышать о том, как каждому достойно провести время поста?
- Пост – это особенное время, радостное для души и сердца, ведь человек добровольно накладывает на себя определенный подвиг, трудится для своей души, ее очищения, ограничивая себя в веселии, праздности, в пище, чтобы сосредоточиться внутри себя, очистить сердце для встречи великого праздника Пасхи. В первую очередь в пост надо делать добрые дела, без этого никак нельзя. Духовный подвиг – это искреннее покаяние, душевный подъем во время молитвы. Богу нужно немного - смиренная молитва, любящее сердце. В храме во время поста надо молиться как мытарь из известной притчи, который боялся поднять глаз и говорил про себя: «Господи, я так грешен, прости меня». А рядом стоял фарисей и мысленно рассказывал, как он много постарался сделать добрых дел. И Господь увидел искреннее сердце, которое не гордится, а просит прощения. От нас Богу много не надо – не осуждать ближних, не обижать слабых, не смотреть по сторонам, выглядывая, постится ли этот, грешен ли тот, Господь спросит с каждого. Наше дело прощать и помогать нуждающимся.
- Вот сейчас скупать начали все подряд, а это безумие толпы как можно оценить с духовной точки зрения?
- Создали панику, бегая по магазинам, искушая друг друга. Килограмм гречки человека не спасет, наша жизнь в руках Божьих, об этом почему-то забываем. Ну что с того, что лишний день проживешь. Мешок сахара ведь не остановит войну, а общая молитва от всего сердца – может. Мы же о внешнем питании заботимся, а о внутреннем не думаем. Все проблемы идут из-за внутреннего неправильного состояния человека. Когда же он внутри себя все приводит в порядок, вокруг него все спорится, все управляется, устанавливается в правильное русло. А если внутри хаос, внешнее никогда не спасет, только еще больше разрушает. За последние десять лет, что общаюсь с людьми, столько всего увидел – и отчаявшихся, не хотящих жить, озлобившихся. Знаю одно: у человека, который духовно расцветает, и по жизни все налаживается чудесным образом. Из-за грехов Господь допускает соблазны, вот и войны происходят из-за этого.
У большинства же духовная жизнь больше сводится к обрядности: забежать в храм, подать записки, поставить свечки, как в магазин зайти за необходимыми покупками и быстрее по своим делам. Храм не предоставляет услуги, церковная жизнь – это совсем другое. Мы же систематически лечим тело, и не думаем, что душа тоже нуждается в лечении. Надо, чтобы храм стал домом, а духовность такой же пищей, как и телесная. А когда этого нет, отсюда и злоба, отчаяние. Жить не хочется, потому что душу свою не кормим, от силы раз в год причащаясь. А если духовно слаб, физическая болезнь сразу находит и одолевает. Иной раз людей вижу на похоронах. Не помолиться за усопшего пришли, а полюбопытствовать, посмотреть, что и как. Вот что страшно, когда в храме видят услугу – заплатил и ушел.
- Но ведь это так трудно – стоять службы, читать молитвы…
- Главное, чтобы молитва шла от сердца, а просто вычитывать как можно больше – не всегда полезно. Ситуации разные бывают: если ты в какой-то день много работал и не в силах прочитать молитвенное правило, это одно. А если допоздна просидел перед телевизором и поэтому устал и не прочитал молитвы – это грех. Молитва – это не то, когда ты старательно вычитываешь, а в это время муж злится, дети голодные или плачут. Главное послушание у человека – семья, когда мир в ней и понимание, а молиться и быть с Богом можно каждую минуту. Вот готовишь обед, о чем-то ведь думаешь, может, злишься, может, обиды перебираешь, а ведь в это время можно Иисусову молитву читать, или какую другую, ту же «Богородицу», «Отче наш», вот ты и с Богом. У нас так много времени, когда мы можем с ним быть наедине: пока идешь куда-то, в огороде работаешь, к примеру. Духовную жизнь нельзя сводить к законности, это динамика, живой организм. Можно все перечитать, а удовлетворения не получить. Молитва должна быть насыщенной, воздушной, чтобы получать наслаждение, нектар от общения с Богом, а не мертвой системой – отчитал и на этом все. Но добрые дела бывают выше молитвы. Я знаю людей, которые не часто в храм ходят, но столько помогают и храмам, и людям. Когда с ними общаюсь, вижу, что они радостные, светятся, для них вот это молитва, очищение. Знаю других, которые в великий пост ездят по тюрьмам, оказывают помощь осужденным – это тоже духовное удовлетворение, а сухая молитва – она ничего не сделает, надо чтобы горело сердце, чтобы после молитвы ты радовался всему, хотел помогать ближнему. Мы все прекрасно знаем, что нельзя осуждать, но выходя из храма – сразу развязываются языки, а это страшный грех. Можно одной молитвой сердце наполнить, можно прочитать весь Псалтырь и быть злым.
- В прошлом году исполнилось 10 лет вашего служения на посту епископа, уже можно подвести какие-то итоги?
- Хочу сказать, что это десятилетие пролетело как одно мгновение. То, что Господь избрал на служение апостольское, для меня большая радость, хотя в этом есть плюсы и минусы. Когда сюда попал, очень переживал, как примет народ, ведь мне тогда было всего 32 года и быть священником – это одно, а епископом – очень большая ответственность, сомневался, смогу ли все поднять, всюду казалась серость, предстояло сплотить не только народ, но и священнослужителей. Были сомнения – справлюсь ли. Прошло 10 лет моего служения и благодарю Бога, что я именно здесь, я полюбил народ, нам удалось многое сделать – построить храмы, наладить связь с молодежью, школами, воспитанниками детских садов. За молодыми – будущее страны, их нельзя потерять, надо научить любить Бога и Родину. От духовности молодежи зависит настоящее и будущее государства. И я благодарен Господу за то, что меня призвал этому служению, что многое удалось сделать.
Вопросы задавала В. КОНОВАЛОВА.