Найти тему
Сноб

123 года московскому трамваю: самое интересное из его истории

123 года назад в Москве запустили первый электрический трамвай. Долгое время он был единственным общественным транспортом, в начале XX века стал агитплощадкой, а в период Великой Отечественной с его помощью проходила эвакуация жителей. Сегодня столичная трамвайная сеть насчитывает 38 маршрутов и соединяет отдаленные районы города с метро. «Сноб» рассказывает, как зарождалось трамвайное дело в Москве, какие были взлеты и падения и почему трамваи были и остаются важным видом транспорта для горожан.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

1872 год

Зарождение городского транспорта
В конце XIX века ситуация с транспортом в Москве была тяжелой. Люди побогаче, кто мог содержать собственных лошадей и платить извозчику, пользовались личным экипажем. Для остальных же оставался вариант «линеек» — десятиместных конных повозок.

1886 год

Паровой студенческий трамвай
Небольшой паровоз с четырьмя вагонами курсировал от Бутырской заставы до Петровской — сегодняшней Тимирязевской — академии.

Фото: Энциклопедия Санкт-Петербурга
Фото: Энциклопедия Санкт-Петербурга

1899 год

В Москве заработал первый электрический трамвай
7 апреля (26 марта по старому стилю) 1899 года из ворот Бутырского трамвайного депо на регулярный маршрут вышел первый московский трамвай. Он стал курсировать от Бутырской заставы до Петровского парка, билет стоил 6 копеек.

1911 год

Расцвет трамвайного сообщения в Москве
Городской Думой было принято решение — электрифицировать конно-железные дороги в Москве и сделать трамваи основным городским транспортом. В этом же году открыли кольцевой маршрут «А», или «Аннушка», как называли его москвичи.

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

1917–1921 годы

Две революции и восстановление
Первый год революции ознаменовался забастовками, в том числе среди работников трамвайного дела: от инженеров до кондукторов. Выпуск вагонов на линию был сокращен вдвое. Порой случалось, что трамвайные пути вовсе простаивали и были занесены снегом.

1930–1934 годы

Пик популярности московского трамвая
К тридцатым годам трамваями каждый день пользовались около 800 тысяч человек — это треть всех жителей города.

1939–1945 годы

Военное положение
С первого дня Великой Отечественной войны город перешел в специальный военный режим. Вагоновожатых, кондукторов, слесарей и инженеров призвали на фронт, а на их рабочие места поставили женщин.

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

1950–1960 годы

Красно-желтые трамваи «Татра»
Те самые знаменитые красно-желтые вагоны, которые будут возить не одно поколение москвичей по улицам города следующие 50 лет, стали негласным символом города.

1990-е и 2000-е годы

Кризис перестройки
Из-за начинающегося экономического кризиса Москва перестала закупать чехословацкие трамваи. На замену им пришел отечественный КТМ-8.

2011–2017 годы

Обновление трамвайного парка
В конце XX века казалось, что эпоха трамвая заканчивается. Но в один момент страны пересмотрели свое отношение к нему: в США, странах Европы и Азии строились обособленные от автомобильных дорог линии, на маршрут выходили низкопольные вагоны, которые вмещали больше пассажиров.

Фото: Пресс-служба Мосметро
Фото: Пресс-служба Мосметро

2021 год

Время Московского метрополитена
В прошлом году столичные трамваи перешли в ведение Московского метрополитена. Приоритет отдается развитию транспортной рельсовой сети и улучшению качества обслуживания.

Читать подробнее на сайте "Сноба"

Читайте также:

Коллекция братьев Морозовых: что будет с российскими картинами, которые сейчас выставляют во Франции

Голос жизни. Фильму «Кабаре» 50 лет

Андрей Тарковский. Воспоминание о «Свободном полете»