123 года назад в Москве запустили первый электрический трамвай. Долгое время он был единственным общественным транспортом, в начале XX века стал агитплощадкой, а в период Великой Отечественной с его помощью проходила эвакуация жителей. Сегодня столичная трамвайная сеть насчитывает 38 маршрутов и соединяет отдаленные районы города с метро. «Сноб» рассказывает, как зарождалось трамвайное дело в Москве, какие были взлеты и падения и почему трамваи были и остаются важным видом транспорта для горожан.
1872 год
Зарождение городского транспорта
В конце XIX века ситуация с транспортом в Москве была тяжелой. Люди побогаче, кто мог содержать собственных лошадей и платить извозчику, пользовались личным экипажем. Для остальных же оставался вариант «линеек» — десятиместных конных повозок.
1886 год
Паровой студенческий трамвай
Небольшой паровоз с четырьмя вагонами курсировал от Бутырской заставы до Петровской — сегодняшней Тимирязевской — академии.
1899 год
В Москве заработал первый электрический трамвай
7 апреля (26 марта по старому стилю) 1899 года из ворот Бутырского трамвайного депо на регулярный маршрут вышел первый московский трамвай. Он стал курсировать от Бутырской заставы до Петровского парка, билет стоил 6 копеек.
1911 год
Расцвет трамвайного сообщения в Москве
Городской Думой было принято решение — электрифицировать конно-железные дороги в Москве и сделать трамваи основным городским транспортом. В этом же году открыли кольцевой маршрут «А», или «Аннушка», как называли его москвичи.
1917–1921 годы
Две революции и восстановление
Первый год революции ознаменовался забастовками, в том числе среди работников трамвайного дела: от инженеров до кондукторов. Выпуск вагонов на линию был сокращен вдвое. Порой случалось, что трамвайные пути вовсе простаивали и были занесены снегом.
1930–1934 годы
Пик популярности московского трамвая
К тридцатым годам трамваями каждый день пользовались около 800 тысяч человек — это треть всех жителей города.
1939–1945 годы
Военное положение
С первого дня Великой Отечественной войны город перешел в специальный военный режим. Вагоновожатых, кондукторов, слесарей и инженеров призвали на фронт, а на их рабочие места поставили женщин.
1950–1960 годы
Красно-желтые трамваи «Татра»
Те самые знаменитые красно-желтые вагоны, которые будут возить не одно поколение москвичей по улицам города следующие 50 лет, стали негласным символом города.
1990-е и 2000-е годы
Кризис перестройки
Из-за начинающегося экономического кризиса Москва перестала закупать чехословацкие трамваи. На замену им пришел отечественный КТМ-8.
2011–2017 годы
Обновление трамвайного парка
В конце XX века казалось, что эпоха трамвая заканчивается. Но в один момент страны пересмотрели свое отношение к нему: в США, странах Европы и Азии строились обособленные от автомобильных дорог линии, на маршрут выходили низкопольные вагоны, которые вмещали больше пассажиров.
2021 год
Время Московского метрополитена
В прошлом году столичные трамваи перешли в ведение Московского метрополитена. Приоритет отдается развитию транспортной рельсовой сети и улучшению качества обслуживания.
Читать подробнее на сайте "Сноба"
Читайте также:
Коллекция братьев Морозовых: что будет с российскими картинами, которые сейчас выставляют во Франции