Найти тему
Инь-Ян

Анна и Амедео

Что нам помогает выжить в трудную минуту, что нас держит на плаву? Конечно, любовь. Любая: разделённая, неразделённая, запретная, взаимная, и даже прошедшая, но оставившая неизгладимый след в душе.

Фото из свободного Интернета. Анна Ахматова. Амедео Модильяни
Фото из свободного Интернета. Анна Ахматова. Амедео Модильяни

Никто не имеет права судить тех, в чьих сердцах возникло это великое чувство, дающее вдохновение и позволяющее жить и дышать полной грудью, нет, не просто жить, а летать высоко-высоко… Вот и история любви великой Анны Ахматовой и великого Амадею Модильяни позволяет приоткрыть дверцу в эту непостижимую область человеческих взаимоотношений. Эта история овеяна множеством мифов, а западные биографы Модильяни не хотят признавать, что между ними было что-то большее, чем шапочное знакомство.

Юная поэтесса и итальянский художник впервые встретились в Париже в 1910 году, во время свадебного путешествия Анны со своим мужем Николаем Гумилёвым. Потом были письма Амедео к ней, а весной 1911 года Анна приехала в Париж, поссорившись с мужем. С апреля по июль Анна была в Париже, вернулась в Россию с шестнадцатью графическими портретами, написанными Модильяни, из которых сохранился всего один. Они расстались, и больше никогда не встречались.

На закате своей жизни Анна Ахматова написала эссе «Амедео Модильяни». Она поведала историю своих отношений с человеком, о котором не было написано ни одного стихотворения, но после их расставания в её произведениях появилась такая глубокая тоска. И сам Модильяни тоже не станет кричать об их отношениях, а просто напишет картины с её изображением. Так передают свои чувства настоящие люди искусства: молчат вслух, и кричат о них в своих гениальных произведениях.

В своём эссе Анна Ахматова писала:

"В мае 1911 года я ещё не опубликовала ни одного сборника, а Модильяни не продал ни одной картины. Все на Монпарнасе считали его гением, но никто не хотел покупать его полотна. Мы оба тогда лишь предчувствовали жизнь".

Они встречались в парке, читали вслух Верлена.

Неужто лжет мой сон невинный
О том, что души неразлучны,
О том, что чувства их созвучны,
О том, что две любви едины?

Модильяни водил Анну в Лувр и устраивал экскурсии по Парижу. Он был катастрофически беден, и даже не мог пригласить её куда-либо.

"Плотное кольцо одиночества, которое я видела вокруг него, наверное, связано с тем, что, в отличие от своих приятелей во главе с Пикассо, Модильяни не был охотником за юбками. Для многих мужчин страсть идет рука об руку с презрением, но только не для Амедео. Мужчины, которые якобы любят женщин, на самом деле любят подчинять себе женщин. Любить женщину в принципе легко, каждый может просто полюбить, в этом нет ничего особенного. Но настоящее чувство, настоящий экстаз - любить женщину как личность, тебе равную. Вот это искусство. Модильяни относился ко мне как к равной, и я воспринимала его так же. Мы были равны во всем, в том числе - в ожидании".

Анна вспоминала, что Модильяни любил, когда она носила ожерелье из больших жемчужин и делала гладкую прическу. Он называл это «твой египетский стиль», его поражало её сходство с египетскими царицами. «Впрочем, я всего лишь поэт, скульпторы и художники видят мир иначе», - писала она.

«Чему я научилась у Моди? Быть может, именно этому: зрение обостряется благодаря внутреннему взору. Научиться видеть можно лишь самостоятельно».

Модильяни умер в 1920-м году, а в 1993-м году на выставке Модильяни случилась сенсация – итальянский искусствовед определила целый ряд работ художника как изображение Ахматовой. История получила большой резонанс, и вот уже нашлось множество живописных и скульптурных работ великого экспрессиониста, на которых увидели черты Анны Ахматовой.

12 апреля 1965 года, менее чем за год до своей кончины Анна Андреевна решила переписать свое завещание. «Около часа мы провели у нотариуса, выполняя различные формальности, - вспоминал поэт Иосиф Бродский. - Ахматова почувствовала себя неважно. И выйдя после всех операций на улицу, Анна Андреевна с тоской сказала: «О каком наследстве можно говорить? Взять подмышку рисунок Моди и уйти!» Речь всё о том же портрете, который висел у Ахматовой над кроватью.

Изображение из свободного Интернета. Анна Ахматова на рисунке А. Модильяни, 1911 г.
Изображение из свободного Интернета. Анна Ахматова на рисунке А. Модильяни, 1911 г.

В третий раз Анна Ахматова попала в Париж в 1965 году. Она встретилась там с писателем Георгием Адамовичем, который эмигрировал во Францию после революции. Он писал в своих воспоминаниях: ««Она с радостью согласилась покататься по городу и сразу же заговорила о Модильяни. Прежде всего, Анна Андреевна захотела побывать на рю Бонапарт, где когда-то жила. Стояли мы перед домом несколько минут. «Вот мое окно, во втором этаже. Сколько раз он тут у меня бывал», - тихо сказала Анна Андреевна, опять вспомнив о Модильяни и силясь скрыть свое волнение…».

Ахматова навсегда сохранила о Модильяни светлую, тёплую и чистую память, она разглядела в нём ещё тогда необыкновенный талант. Она помнила об Амедео всю свою жизнь. Разве это не настоящая любовь? А что было между ними – это касается только их двоих, и никакие домыслы не смогут запятнать это чувство, пережившее века.

Если вам была интересна публикация, оставляйте ваши отзывы и подписывайтесь на мой канал!