Место, где смешались сразу история, мифы, домыслы и современность. Была ли тут истинная столица Золотой Орды, так ли она выглядела и когда исчезла. А так же, чем была схожа с Астраханью дореволюционной и современной.
В конце статьи - резюме: стоит ли вообще ехать в Сарай-Бату и где найти сусликов.
Если вы любите историю и истории, берите попкорн и погнали.
Что такое Сарай-Бату и его краткая история
Название города, являвшегося столицей Золотой Орды. Сарай - означает дворец. А Бату - принадлежность к хану Бату (Батый), потомку Чингисхана.
Город был основан около 1250 года на берегу реки Ахтубы (ныне - Астраханская область). Довольно скоро стал столицей Золотой Орды, был крупным многонациональным центром, насчитывающим 75 тысяч человек разных наций и вероисповеданий.
Город был богатейшим и очень удобным для жизни - городской водопровод, канализация, множество общественных бань, церкви у каждой конфессии. Жили богато и довольно комфортно. В город приезжали и останавливались купцы, ведь рядом проходили важные торговые пути.
Принято считать, что остатки Сарай-Бату находятся в поселке Селитренное Астраханской области. Но, если верить публичным данным, то на раскопках там найдены только остатки 14-15 веков. То есть остатки Нового Сарая (город "переносили" в 14 веке), а первоначальный город был в другом месте, возможно, в Красном Яре.
В 15 веке город пришел в упадок, а потом и все земли Золотой Орды были ослаблены междоусобицами и разбиты неприятелями.
в 1710 году по указу Петра I здесь начали добывать селитру, из которой делали порох. Отсюда и новое название - Селитренное.
Раскопки в Селитренном городище ведутся с середины прошлого века.
Современный Сарай-Бату откуда взялся и зачем туда ехать
Современный Сарай-Бату, который может увидеть любой желающий (и который вы видите на всех фото - это новодел нашего времени. Кто-то деликатно называет его "репликой" или "реконструкцией", но по сути это киношные декорации, которые были построены для съемок фильма "Орда".
Позже они (декорации) были приспособлены под туристическую достопримечательность.
Комплекс состоит из 3 частей: город Сарай-Бату, чуть поодаль - Юрта Хана с импровизацией быта и площадка песчаных скульптур.
Стоимость посещения комплекса - 450 рублей с человека (без учета стоимости дороги к нему). За эти деньги вы самостоятельно ходите и осматриваете все, что хотите. В "городе" по кругу рассказывает текст "аудиогид" из громкоговорителя.
Заходить, залезать почти никуда нельзя - сделано это для сохранения зданий, ведь декорации сделаны не на века. Это всего-лишь каркасы из дерева, обтянутые глиняной массой. И следы разрушения комплекса видны на каждом шагу.
По размерам, конечно,"Сарай-Бату современный никак не тянет на настоящий город, но оформлены основные важные места - бани, площади, водопровод, дома знати, "норы" рабов, укрепленный периметр. Побродить, послушать информацию, пофотографироваться - интересно, словно на время попадаешь в другой мир.
Кстати, "Город" построен на высоком берегу реки и с обрыва открываются потрясающие виды.
Рядом с городом расположена площадка с песчаными скульптурами, которые на начало апреля - просто кучки глинистого песка. И Юрта хана, где представлены предметы быта и работающий летом (но не в апреле) красивый фонтан.
Сезон начинается здесь с 1 мая, с этого времени начинаются массовые экскурсии, реконструкции, фестивали. Только с 1 мая начинает работать и кафе (с единственным туалетом). Учитывайте этот нюанс при поездке, ведь вокруг степь.
Катание на верблюдах предлагается здесь чуть ли не круглый год. А летом, говорят, прилетают самолетики, которые так же катают за дополнительную плату.
Осмотр всего комплекса вряд ли займет у вас больше 1-1,5 часов, скорее - меньше.
Когда ехать в Сарай-Бату и как добираться
Если вы в Астрахани без машины, а брать прокатную - не очень нравится, то можно примкнуть к организованной экскурсии. Стоит это удовольствие от 1000 рублей, предлагается разными фирмами.
Я была в начале апреля, групповых экскурсий еще нет в это время. Мы заказали индивидуальный трансфер в турфирме. Водитель забрал нас у гостиницы, отвез в Сарай-Бату (200 км от Астрахани), подождал там и отвез обратно. Стоила поездка нам 5000 за машину (за 2 человек) + входная плата.
Можно взять и арендную машину, но учитывайте нюансы Астрахани: машин мало, почти все без КАСКО, ехать 200 км по неплохой по средне-российским меркам дороге, но которую часто перебегают вольные коровы. Последние несколько километров - по глиняно-песчаной степи по пыльной дороге.
Если посмотреть на карту, то, возможно, есть шанс доехать на электричке до Селитренного и дальше пешком или местным такси. Но вариант сомнительный, особенно пешком, особенно в жару.
Когда ехать: апрель - нежарко, нет толп туристов, но и нет даже туалета. Есть шанс, что к лету комплекс подреставрируют, но летом жара на солнце может быть адской, а тени тут почти нет. Мошки и осы начинаются уже в апреле. Тут решать вам и сверяться с календарем и погодой.
Бонусом: в конце апреля в районе озера Баскунчак цветут тюльпаны, а в августе в дельте Волги- цветение лотосов.
Какая же связь между Сарай-Бату и Астраханью, кроме расположения
Одно из первых упоминаний города в районе Астрахани относится 1254 году (почти одновременно с основанием Сарая-Бату). На правом берегу Волги была ставка сына Бату, Сартака.
Там и развивалась первая "Астрахань", которая после распада Золотой Орды и падением Сарай-Бату стала столицей Астраханского ханства.
Только с приходом русских завоевателей город на правом берегу Волги был разрушен, а новая Астрахань выстроена на левом берегу.
Астрахань и до революции и сейчас - очень многонациональный город, в котором все уживаются мирно. Так же, как было в Сарай-Бату.
Дореволюционная Астрахань была, как и Сарай-Бату, очень богата благодаря удачному расположению: торговля, добывающая промышленность, производства. Однако, после революции 1917 года многое было утрачено. Сейчас Астрахань считается одним из бедных регионов России, несмотря на икорный промысел и добывающую промышленность.
Кстати, по дороге из Астрахани в Сарай-Бату непременно обратите внимание на завод Газпромнефти, горящие трубы которого видно издалека.
Суслика видишь? А он есть.
Когда свернете с асфальтовой трассы на степную дорогу к Сарай-Бату, смотрите по сторонам. То тут, то там будут бегать толстопопые смешные суслики, или сидеть на своих норах-курганах, прячась при первой опасности. Норы есть даже прямо рядом с самим Сарай-Бату.
Стоит ли ехать ради новодела и сусликов в Сарай-Бату?
Подобные локации (противное слово) - нередкое явление. Под Петербургом есть городок викингов, который тоже лишь декорация и место реконструкций. А в Подмосковье есть "деревня", где снимали фильм "Холоп". Просто все зависит от ваших вкусов.
Кто-то не поедет и бесплатно за 200 километров ради фальшивой достопримечательности. Но мне совсем не жаль потраченных денег и времени на поездку в Сарай-Бату. Даже несмотря на некоторую разруху и отсутствие простого сервиса. Зато фото, и видео, как мне кажется, просто космические получились.
А вы поехали бы за 200 километров и кучу денег ради ненастоящей достопримечательности, по которой погулять получится лишь час?
Пожалуйста, если вам нравятся мои материалы - поставьте лайк статье, подпишитесь на канал и поделитесь с друзьями. Этим вы очень поддержите меня!
Если вы есть в Телеграм, подписывайтесь и там на канал Необъятная Родина. В ТГ непременно будут и эксклюзивные материалы, которые не попадут на Дзен. Пришло время создавать запасные площадки, ведь неизвестно, что будет завтра. https://t.me/my_rodina