Продолжаем делиться впечатлениями о семинаре-презентации «Сельские территории и современные культурные практики», состоявшемся в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал).
Для делегации из Удмуртии дни семинара стали и экскурсионными – вместе с Викторией Азаровой, членом Межрегионального Союза экскурсоводов и журналистом, мы побывали в Богородске, Павлове, Ворсме, прошлись по старинным кварталам Нижнего Новгорода, заглянули в штаб фестиваля «Том Сойер Фест». Знакомство с Богородским центром гончарного искусства и музеем гончарной керамики было важным для всей нашей дальнейшей проектной работы, в том числе и над Секретной картой деревни Сеп, где немалая роль отведена гончарной мастерской «Луло сюй. Живая земля». Сепский гончар Егор Лекомцев признался: «Теперь я знаю, куда двигаться! А то болтался в заливе как корабль без киля.».
Виктория Азарова, нижегородский независимый экскурсовод и журналист, в течение нескольких лет с интересом наблюдает за нашими проектами и участвует в событиях, которые мы проводим в Нижнем Новгороде. Одним из таких событий стал и круглый стол, посвященный современным культурным практикам на сельской территории.
– Виктория, что из прозвучавшего на семинаре показалось вам наиболее актуальным?
– Была высказана важная мысль – как только территория становится интересной местным жителям, она автоматически становится интересной и туристам. Я всеми руками и ногами подписываюсь под этим главным краеугольным камнем развития территории. Пока местные индифферентны к той культуре, которая у них живет, никаким туризмом извне ты это не раскачаешь, не улучшишь. Можно привезти волонтеров, организовать какой-нибудь субботник однократно. Но если местные не будут это сохранять, вспоминать, создавать какие-то легенды и поддерживать их, никакие туристические локации и маршруты не изменят ситуацию. Вот сейчас модны различные конкурсы, эксклюзивные маршруты, особые поезда, тематические пароходы… Но как ни составляй маршрут, если не на что опереться в данной местности, будь ты супергениальный экскурсовод, плясать вокруг одного камня будет очень тяжело.
Мне понравилась идея ресурсного центра для культурных НКО, которую развивают в Ульяновске. У нас в Нижегородской губернии я не знаю таких аналогов, и мне кажется, было бы очень здорово этот опыт перенять. Более того, не хочется обижать ульяновцев, но наша губерния, мне кажется, богаче и культурными традициями. Вот только что прошел 800-летний юбилей Нижнего Новгорода, и как раз был бы хороший повод, чтобы поговорить о ресурсном центре для культурных инициатив. Это очень хорошая тема. У нас есть такой условный ресурсный центр – нижегородский музей «Арсенал», но у него свои задачи, и главная из них – все-таки современное искусство. А есть культурные инициативы, не связанные с искусством. Например, литература, музыка… И для НКО, которые могут заниматься культурным развитием малых городов и сел нашей губернии, не хватает такой точки встречи, общего сбора. Многие из них не знают друг друга до сих пор. Да, они каким-то образом находят партнеров в Нижнем Новгороде, но нет какого-то объединяющего места, где могли бы собраться Городец, Ковернино, Семенов… Существуют, конечно, департаменты туризма, культуры… Но это все не та среда, потому что сверху такие вещи не спустишь. Нужно поймать и снизу. Такая тема была бы интересна для нашей местности, в том числе чтобы сохранить те рабочие места, которые в культуре каким-то чудом еще остаются.
– В Секретной карте деревни Сеп мы разрабатываем собственные туристические маршруты, ищем новые решения для, казалось бы, традиционных задач, чтобы привычное сделать необычным и ярким. А чем вам, как профессионалу в туристической сфере, интересен Сеп?
– Я за Сепом слежу в основном через социальные сети. Мне очень хочется туда поехать, назрела такая потребность. И в этот раз на семинаре я еще раз услышала, как все выглядит с точки зрения одного из создателей проекта. Мне нравится, что продолжается история с Публичным архивом, аудиозаписями. В нашем регионе я точно не знаю аналогов подобной работы. Да, есть экспедиционные записи, но на диски никто никогда у нас фольклор не записывал. И, я боюсь, этот слой уходит безвозвратно. Хотя я знаю музейных работников, которые записывают песни и исполняют их. У меня был один такой человек в Воскресенском районе – Женя Емельянова. Однажды я пригласила ее на экскурсию, и половину экскурсии она нам пела. Я сначала как-то напряглась, а потом поняла, что это обогащает всю поездку. Для туризма это просто кладезь. Потому что люди сейчас едут в поездки на один-два дня за пределы большого города. В основном у нас в губернии вид туризма – сельский. И там как раз нужно придумывать какие-то новые ходы подачи информации. Просто рассказывать краеведческий материал – это уже вчерашний день, в интернете этого – по любому району, любому населенному пункту. И в туризме на первый план выходят эмоциональные впечатления. А их могут дать произведения искусства – визуальные или аудио. И как раз песня работает на эмоциональное восприятие того или иного района. Тем более у нас зона рискованного туризма – девять месяцев в году зима. Погода плохая, ты можешь привезти людей к какой-нибудь сногсшибательной визуальной точке в пространстве, а в это время пойдет снег, град, дождь… Чем ты заменишь впечатления? А людям нужно отдыхать, они много и тяжело работают. И как им сменить обстановку? Люди хотят максимально продуктивно использовать свободное время, но не для того, чтобы их перегрузили знаниями. А чтобы они вынесли из этого какую-то эмоцию, вернулись домой немножечко другими, просветленными. Это своего рода психотерапия. Путешествие становится видом какого-то откровения. И поэтому инструменты, которые обкатываются в лаборатории «Сеп», универсальные, и этот опыт очень полезен. Было бы очень здорово применить его в регионах средней полосы.
Беседовала Светлана Мальцева Фото – Светлана Мальцева
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект "Секретная карта деревни Сеп" реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд