Найти тему

GAP YEAR: не просто потраченный год

Оглавление
⠀⠀
⠀⠀
Предупреждение: данная статья не является пропагандой деградации личности. Получать образование – важно и нужно. Мы лишь хотим рассказать альтернативную точку зрения тем, кто еще до конца не определился с выбором жизненного пути.

Сделать перерыв в обучении – не страшно и не стыдно. Главное – понимать зачем это нужно, и какие последствия ожидают. Полина, Виолетта и Кнарик решили пропустить год, что из этого вышло читайте в материале ниже.

Gap year - годовой перерыв после выпуска из школы или колледжа, позволяющий без спешки выбрать профессию, отдохнуть или получить новые знания. Эквивалента словосочетанию gap year в русском языке нет, и понятие закрепилось непереводимым. Несмотря на то, что явление набирает популярность в России, оно по-прежнему не обрело русскоязычного синонима.

Наши герои:

Полина Смирнова, 17 лет. Закончила школу в 2021 году, сдала ЕГЭ и никуда не поступила, работает бариста в кофе-баре, готовиться к поступлению на режиссуру кино.

Виолетта Литвинова, 19 лет. После получения среднего профессионального образования в юридическом колледже решила взять паузу.

Кнарик Мовсесян, 19 лет. Закончила школу в 2020 году, поступила только спустя год в Ярославское Художественное Училище.

Алина Тамонцева, 21 год - четверокурсница факультета Психологии, педагогики дефектологии.

Ольга Мирошникова - руководитель центра профориентации и трудоустройства выпускников.

Ирина Максимова - специалист по учебно-методической работе центра по сопровождению образовательных программ

Вдох-выдох, это нормально

Принято, что школьнику в 16 лет уже нужно определиться, кем он будет оставшуюся жизнь. И иногда подростку сделать это сложно, поскольку он ощущает давление со стороны взрослых и учителей. Но стоит поверить, что нормально не знать в 16, 17 и даже 18 лет, с чем хочется связать жизнь. Ненормально заставлять себя под давлением родителей и общества отдавать огромные деньги, своё психологическое здоровье, и 4 года жизни на то, что не нравится. Нормально – пробовать, уходить, начинать заново, устраиваться на стажировку, узнавать больше о желаемой сфере и в осознанном возрасте сделать выбор. И если вы не готовы сделать это уже сейчас – прекрасно! Просто выдохните, ведь вы не одни.

Полина: В 11 классе я поняла, что меня постоянно мотает из стороны в сторону, и на одном направлении я остановиться не могу, выбрать куда мне поступить я тоже не могу, сначала решу, а потом передумаю… Поэтому в какой-то момент я решила, что возможно мне для начала нужно просто сменить обстановку. Ведь в конце 11 класса я даже не могла выбрать какие экзамены сдавать…

Виолетта: Gap year — это не потеря года, а открытия. Из плюсов — наличие свободного времени, возможность найти новые увлечения и подзаработать. Это отличный шанс отдохнуть после непростого учебного процесса, постоянной нагрузки. А еще я обнаружила в себе несгибаемую силу духа и самодисциплину. Я думаю, если бы мои родители настояли на поступлении, моя учёба в вузе была бы не настолько эффективной, как хотелось бы.

Кнарик: Я не то, что не поступила, я даже документы не подавала. В Костроме (в городе, где жила я и мои родители) не было того профиля, который был нужен мне или был, но не на таком уровне. А в другой город поехать возможности не было. Поэтому мое решение было согласовано с родителями, это даже скорее их инициатива была. Да и в целом, это решение было больше болезненным для меня, нежели для них.

Позволить себе сделать свой выбор

⠀
В моем решении меня никто не поддерживал. На меня все смотрели так: «ну да, давай, удачи»

Но принять решение всё равно придется. Сделают же это родители, или это будет самостоятельный осознанный выбор – ключевой вопрос. Иногда бывает не просто договориться со взрослыми, убедить их только потому, что они отталкиваются от своего опыта. Здесь главное не отчаиваться, впереди непростой путь к поиску взаимопонимания. Но когда этап будет пройден, придет осознание, что это стоило того.

Полина: У нас с родителями было очень много споров на эту тему. Часто бывало так, что я предлагала специальность, на которую хочу пойти, а они начинали переубеждать и направлять на ту специальность, на которую они хотят. На меня это давило, и не приносило никакого результата. Поэтому в итоге, меня никто не поддерживал. На меня все смотрели так: «ну да, давай, удачи». А я всё равно решила пропустить год.

Виолетта: Семья с одобрением отнеслась к моему решению взять паузу. Только немного чувствовалось, что бабушка это не до конца понимает. Но теперь уже ни у кого нет сомнений, что я сделала правильный выбор. Для меня это стало своеобразным бустером, облегчившим вход во взрослую жизнь.

Кнарик: Я на самом деле жалею только об одном, что возможно не совсем рационально потратила то время, которое было у меня год назад. Это же реально свободный год. И самое важное, мне кажется, здесь – это поддержка родителей. У меня с этим проблем не было, так как это была их инициатива. Если родители будут поддерживать своего ребенка, то он не уйдет в апатию или депрессию, а все цели, задуманные им – реализуются. Нужно просто доверять выбору своих детей. По большей части, если общаться со своим ребенком, можно увидеть осознанность и ответственность за выбор.

«Я, конечно, пробовала интересные вещи, читала книги, и всё-такое, но все равно готовилась к поступлению, потому что хотела, потому что знала, что мне это нужно»

-3
Не расстраивайся, если твой одноклассник уже знает, чем он займётся завтра, кем будет через 5 лет и куда отправиться ближе к пенсии, а ты, тем временем, часами выбираешь, что надеть в школу.

Если тебе скоро подавать документы в институт, а ты так и не решил кем хочешь стать, возможно, тебе нужно время на поиски себя, и вариантом может стать gap year.

Полина: Сейчас я работаю бариста, к экзамену по английскому языку готовлюсь и активно занимаюсь спортом. Ходила в 11 классе в зал, но это было нездоровое отношение к телу. А вот сейчас я занялась кроссфитом, и это другое совершенно. Впервые за всю жизнь я занялась полезным спортом, и поняла, для чего мне это нужно. Мне сложно выплескивать эмоции, у меня всегда внутри это как-то копится, а кроссфит помогает избавляться от негативных эмоций, очищает мозг. Я каждый раз выхожу с тренировки спокойная очень. Еще хочу пойти на бокс. Ну, потому что это тоже, во-первых, интересно попробовать, а во-вторых, доказать себе, что я что-то могу.

Виолетта: Ещё в школьное время я мечтала о индустрии красоты, а точнее о том, как буду делать брови. Изначально это было просто хобби, которое не приносило никаких денег, и ни о каком реальном погружении в профессию речи не шло. И я взяла годовую паузу в учёбе, чтобы попробовать поработать.

Не могу сказать, что я совсем не училась. Например, я проходила различные курсы бровиста. После нескольких лет учебной системы в колледже, когда ты осваиваешь только тот материал, который тебе велят освоить, я по-новому взглянула на образовательный процесс.

Также я хотела разобраться с внутренними тараканами. Во время колледжа часто переживала о том, как сложиться моя жизнь и что ждёт в будущем. Я основательно занялась эмоциональным здоровьем, разговаривала с мамой, которая остаётся моей лучшей подругой.

С точки зрения психологического баланса gap year огромный рывок вперёд и вклад в моё будущее, потому что за этот год я очень хорошо узнала себя.

Кнарик: За этот год я пробовала рисовать открытки, открыла для себя диджитал-арт, иллюстрировала фанатские книги. Я их даже продавала, был момент, когда они набирали популярность. Потом правда магазин закрылся (смеётся). Но это не особо страшно, я просто попробовала себя в этом. Но начался ковид, стали болеть близкие, и на первый план вышла семья. Ну и готовилась к поступлению, занималась у Костромского художника – Андрея Алёхина. Я, конечно, пробовала интересные вещи, читала книги, и всё-такое, но все равно готовилась к поступлению, потому что хотела, потому что знала, что мне это нужно.

-4

Gap year в России - это перепоступление

Ирина Максимова, специалист по учебно-методической работе центра по сопровождению образовательных программ: Иногда gap year наступает, когда ты уже поступил, но в процессе обучения понимаешь, что на этой специальности ты учиться не хочешь. Твои 4 года могут уйти вне куда из-за каких-то школьных планов. На отчисление в этом случае сложно, но надо решиться.

Это российский вариант gap year, который достаточно распространен. Когда после фазы: «Я - молодец, я – поступил», приходит понимание: «А что же я наделал». И тогда после отчисления есть время на познание себя и подготовку к новым экзаменам.

Ничего не бойся

В дальнейшем, наверное, я буду вспоминать это как переломный момент в жизни
-5

Кнарик: здесь еще важный вопрос: «Нужно. Кому?» Это было нужно тебе, ты поступила; это было нужно мне, я поступила. А другой человек, например, считает, что для него лучше другое. Это выбор, и зачем его заставлять? Если человек хочет, он делает – это истинное желание и есть топливо. Если он хочет, он добьется. Например, я бы никогда не смогла назвать себя художником, пока не пройду академическую школу. То есть я не верю, что можно сидеть дома и учиться этому самому. Здесь нужны специалисты, поэтому я иду в институт. Если бы я не хотела становиться академическим художником, не факт уже, что я пошла бы в институт, а прошла бы какие-то, например, курсы и выбрала бы другой путь. Обучение через работу, такое тоже бывает.

Но да, каждый раз, когда спрашивали: «куда ты поступила?» а я говорила, что отдыхаю год, реакция у людей немного даже испуганная была.

Виолетта: Ну, конечно, при отсутствии расписания и дедлайнов, в условиях, когда ты никому ничего не должен, велик риск превратиться в амебу и привыкнуть к безделью. Но сейчас я могу сказать, что научилась самоконтролю и самоорганизации, и для этого надо было пройти через стадию, когда ты не нагружаешь себя.

Полина: Родители больше всего переживали, что я ничего не буду делать. Думали, что скачусь куда-нибудь, а я как сдала экзамены - пошла на работу. То есть я сама понимала, что не хочу тратить время просто просиживая, понимала, что буду что-то делать, но спустя какой-то промежуток.

Это конечно хороший опыт, без которого, мне кажется, я вообще дальше в жизни ничего не смогла бы. В дальнейшем, наверное, я буду вспоминать это как переломный момент в жизни.

Выбор нестандартного пути может вызывать недоумение окружающих

-6

Алина Тамонцева, 21 год, четверокурсница: Не вижу веских причин, чтобы в 17-18 лет брать паузу на самоопределение. Какие могут быть паузы в период юности, когда нужно действовать! У успешных людей не бывает пауз, они постоянно что-то пробуют, учатся и саморазвиваются. Если бы после каждого жизненного этапа была остановка, то дорога к успеху затянулась бы на многие километры.

Мне кажется, что проведение gap year в «поисках себя» может затянуться не на один год. Многие себя и до 40 не находят, но в ВУЗ поступают. Многие даже работают потом по профессии. Просто ВУЗ даёт важные основы: самоорганизацию, базовые знания и элементарные профессиональные навыки. Это можно получить опытным путем, но сколько надо набить шишек. Понятно, что технарь не пойдёт на гуманитарное направление в любом случае, также как вряд ли физик пойдёт на филфак. Поступить можно на какую-то базовую профессию.

«Поступление – это осознанный выбор ребенка и поддержка родителя»

Ольга Мирошникова, руководитель центра профориентации и трудоустройства выпускников: Чтобы решиться на академический год ребёнок должен быть сам достаточно самоорганизован. Есть дети, которым если дашь свободу, они уйдут не туда, куда бы ты хотел для их блага. Они будут не саморазвиваться, а прожигать время. Это тоже самое, когда детей отправляют на домашнее обучение. Есть дети, которых не нужно мотивировать и контролировать, они сами понимают, что нужно саморазвитие в любом возрасте. Также есть и те, которым ничего не нужно и за ними нужен постоянный контроль.

Где уловить эту грань, когда ты настолько доверяешь своему ребёнку и видишь, что он сам способен правильно организовать себя и свое время? Я, как родитель, могу уловить с трудом.

Школа как система организовывает моего ребёнка, передавая дальше школьника в высшее учебное заведение, передаёт и эту эстафету внутренней организации. И тут у ребёнка другая ответственность, но он понимает, что нужно заниматься и двигаться куда-то. Исходя из сегодняшних взглядов, я может быть и предложила бы это. Я вижу, как моя дочь мечется между направлениями. И смысл отдавать её туда, где она через год поймёт, что это не её. Поэтому тут нужна обоюдная работа родителя и ребёнка; беседы, чтобы понять его желание. А также готовность довериться. Ты не сможешь каждый день контролировать, уходя на работу, что она делает: сидит в тик-токе или делает что-то для своего развития. Здесь нужны доверительные отношения.

Я как родитель «за». Может даже не год нужен, а два

Сейчас ребёнок, которому предстоит сдать ЕГЭ идёт в приёмную комиссию, потому что «а как по- другому». У мальчиков своя история с армией вообще.

Выбор направления важен, часто приходя к нам, за ребёнка выбор делают родители. Ему уже все равно, дома достаточно накрутили. И вряд ли такой ребенок сможет 4 года ходить в вуз, если это не его направление.

⠀

«ВУЗ не смотрит на год выпуска и год поступления. У нас нет санкций для поступающих в следующий после выпуска год»

Ирина Максимова, специалист по учебно-методической работе центра по сопровождению образовательных программ: Школы заточены чтобы их выпускники поступили даже для статистики. Соответственно у ребят в школе формируется установка, что ты должен поступить. И не сдать, не поступить - очень стыдно, для ребёнка это сразу становится проблемой.

Приходя в приёмную комиссию у многих страх не поступления намного выше, чем желание поступить.
У некоторых не возникает мысли, а надо ли оно мне. У мальчиков остро стоит вопрос с армией. Часто из-за этого ребята идут туда, куда проходят по баллам или туда, где учёбу оплатят родители, вместо того, чтобы ещё год подготовиться. И все ради того, чтобы не было стыдно перед классным руководителем или одноклассниками.

К сожалению, часто схема поступления в ВУЗ - не осознанное решение, а зачисление ради зачисления. А когда человек поступил часто бывает, что ему уже жалко отчислиться, и он просто доучивается.

Иногда после опубликования результатов к нам прибегали девочки, для которых на краю стола специально лежали салфетки. Они ревели потому, что не поступили и не понимали, как им жить дальше. Для них как будто жизнь закончилась. И мы, сотрудники приемной комиссии, тогда долго разговариваем с абитуриентами и объясняем, что можно попробовать ещё раз через год. Можно пересдать ЕГЭ и с тобой все ок.

Почему в России не говорят о gap year?

-8

Одна из причин непопулярности явления в России - обязательный призыв в армию юношей, достигших возраста 18 лет. И если обучение в ВУЗе предполагает отсрочку, то gap year не станет уважительной причиной освобождения от исполнения воинского долга.

Кнарик: Я думаю, что возможно это культурная особенность. Возможно, в России это не так актуально из-за того, что у старшего поколения другие принципы. Иными словами, система социального лифта по типу "школа-институт-работа" очень крепко устоялась в них, и это то, что они передают нам, своим детям.

Ольга Мирошникова, руководитель центра профориентации и трудоустройства выпускников: Как бы там не ругали разные времена, не от них зависят такие решения. Я знала сразу, чем хочу заниматься, а многие, сейчас мои коллеги, пришли к тому, чем они хотят заняться немного позже.

Вместо заключения:
gap year – это не потраченный год. Gap year – это осознанный перерыв. Не всегда такой год рассматривается как пауза, ведь развитие возможно и вне организованной системы как школа и институт. Система дает занятость, а когда есть ориентиры и задачи , то аргументировать свое решение взрослым – реально.

Помимо всего, учитесь разговаривать с родителями. И родители - с детьми. На этом этапе особенно важно не только слушать друг друга, но и слышать.

Проведите этот год небесполезно.

Авторы материала: Тамара Картамышева и Софья Вершанская