Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#1.6Самые первые#6.Вокруг света на двух колесах

Оглавление

Самые первые

Вокруг света на двух колесах

Каких только кру­госветных путеше­ствий не было в исто­рии! Сначала земной шар огибали парусни­ки. В 1853 году состо­ялось первое круго­светное плавание на пароходе. В 1911- 1913 годах человек впервые объехал мир на велосипеде, а в 1927-1929 годах - на автомобиле. Далее - первый полет вокруг Земли на самолете, пу­тешествие на лоша­дях, автостопом. А в 1980-х годах состоя­лась первая кругос­ветка на мотоцикле. И совершила ее женщина.

Элспет Беард на своем верном железном «коне»
Элспет Беард на своем верном железном «коне»

Элспет Беард родилась 28 апреля 1959 года - как раз под конец мо- тобума, охватившего весь мир в 1950-1960-х годах. Она с детства мечтала о собственном «железном коне», и в 16 лет ее мечта осуще­ствилась. Жила маленькая Элспет в Великобритании - своего рода заповеднике «настоящих мотоциклов». Но несмотря на то что окру­жали ее традиционные английские байки, когда у Элспет завелись собственные деньги, девушка купила японский мотоцикл Yamaha 100 - очень простенький, зато недорогой. Впрочем, вскоре девуш­ка сменила его на другого, более мощного «японца» — Honda 250. На нем начинающая байкерша объездила родной Лондон и осталь­ную Англию. А потом поняла, что этого ей мало. Нужны были даль­ние путешествия.

Через все меридианы

Слабенькие «японцы» для дальних рейсов не годились, поэтому Элспет решила купить BMW R 60/6. Стоил этот мотоцикл доволь­но дорого, особенно для студентки. Но мечта есть мечта! Чтобы ско­пить на нее, Элспет устроилась работать в паб. Наконец, в 1980 году она стала обладательницей подержанного байка 1974 года выпуска с солидным пробегом — около 50 тысяч километров. Он обошелся ей в 900 фунтов (около 1800 долларов).
На своем BMW девушка объехала Шотландию и Ирландию, а по­том загорелась идеей кругосветки. Сначала совершила пристрелоч­ные поездки: в 1980 году - по Европе, а в 1981-м пересекла с запада на восток Америку.
В 1982 году Элспет Беард отправила байк на корабле в Нью-Йорк, а сама вылетела вслед за ним на самолете. Далее ее путь лежал через Канаду до Лос-Анджелеса, а оттуда на корабле в Сидней. Из Австра­лии мотоцикл предполагалось отправить опять морем в Сингапур, откуда Элспет предстояло поехать в Малайзию, Таиланд, Индию, Непал, Пакистан, Иран, Турцию и домой через Европу. Закончиться путешествие протяженностью 48 тысяч миль должно было в Лондоне.
Поначалу все шло гладко. Разумеется, на дороге без происше­ствий не обходится, но серьезных не было. А вот в Австралии на грунтовке вблизи Таунсвилла Элспет попала в свою первую боль­шую аварию, из-за которой ей пришлось пару недель провести в больнице с сотрясением мозга. Ей еще повезло — она хотела ехать по местным безлюдным дорогам без шлема, однако не смогла как следует закрепить его на мотоцикле и поэтому надела на голову. Это ее и спасло!

Вопреки обстоятельствам

Позднее на дороге ее мотоцикл загорелся из-за проблем с элек­трикой. И снова ей повезло, что это произошло недалеко от насе­ленного пункта. Однако требовался ремонт, а бюджет и так уже был превышен. Элспет решила сделать остановку и подзаработать. Она нашла работу ассистента архитектора и поселилась в гараже. Там она между делом приводила в порядок своего железного коня. В том чис­ле сама склепала алюминиевые кофры для вещей.
Спустя семь месяцев девушка продолжила путешествие по Ав­стралии. В городе Перт, что на западном побережье, она загрузила мотоцикл на лодку, отправляющуюся в Сингапур, а сама тем време­нем посетила Индонезию. В Сингапуре с ней вновь случилось не­счастье — у путешественницы украли паспорт со всеми визами и документы на мотоцикл, без которых получить его в порту было не­ возможно. Шесть недель ушло на то, чтобы восстановить все поте­рянные бумаги.
На этом черная полоса не закончилась — в Таиланде она попала во вторую серьезную аварию: под колеса внезапно кинулась собака. Мотоцикл врезался в дерево. Элспет отделалась синяками и ссади­нами, но чувствовала себя плохо. Помощь ей оказали тайцы, кото­рые жили рядом с местом аварии. Две недели она провела в их доме.
«Они не говорили ни слова по-английски, и я не говорила ни сло­ва на тайском, но мы общались языком жестов, — вспоминала потом Элспет. — Однажды я зашла на кухню и с удивлением обнаружила там половину останков сбитой собаки. Я поняла, почему они были счастливы заботиться обо мне, — я предоставила им пищу на целых Две недели!»

Элспет Беард
Элспет Беард

Война с бюрократией

С неожиданными сложностями Элспет столкнулась, выезжая из Индии. Из-за убийства Индиры Ганди регион Пенджаб был закрыт, и чтобы попасть в Пакистан, требовалось особое разрешение. Одна­ко чиновники еще не удосужились разработать форму этого само­го разрешения, поэтому просто останавливали всех на границе «до выяснения». Прождав несколько недель на границе, Элспет просто подделала себе нужный документ, а поскольку пограничники не зна­ли, как он должен выглядеть, то пропустили путешественницу.
Благополучно проехав Пакистан по грунтовым дорогам, Элспет прибыла в Иран, после Исламской революции бывший далеко не самым безопасным местом для европейцев. Ей пришлось выдавать себя за мужчину, чтобы благополучно пересечь эту мусульманскую страну. Она носила бурку и старалась не снимать шлем. На грани­це ей дали лишь семидневную транзитную визу — достаточно, что­ бы пересечь страну, но тут девушка заболела гепатитом. Ей было так плохо, что она едва могла вести мотоцикл.
Помог ей встреченный по дороге голландец Роберт, который тоже путешествовал на мотоцикле. Всего за несколько часов до истечения срока действия иранской визы им удалось достичь границы с Турци­ей. Здесь Элспет слегла и лечилась несколько недель. Ее мотоцикл тоже требовал ремонта.
После всех этих приключений дорога из Турции в Европу ока­залась относительно простой. Исключением было только «Шоссе смерти» в Югославии. Это двухполосная дорога с грязевой обочи­ной, где грузовики постоянно обгоняют друг друга по встречке, вы­жимая всех остальных с дороги в грязь. Здесь часто встречались и «двойные обгоны», когда у мотоциклиста было два варианта: в лоб встречному грузовику или в канаву у дороги. На протяжении всего этого пути Элспет видела на обочине цветы и кресты в память о по­гибших путешественниках.
Когда Элспет выезжала из Лондона, она была здоровой девушкой весом 65 килограммов. Когда же, спустя три года, она вернулась до­мой, то весила всего 41 килограмм. Однако, отъевшись и отдохнув, девушка начала мечтать о новой кругосветке — на этот раз на само­лете. Впрочем, сначала Элспет решила доучиться. Вскоре она стала известным архитектором, специализирующимся на создании новых необычных зданий, а также реконструкции старых. Элспет и сама живет в доме, который переделала из 40-метровой старой водона­порной башни.
Задуманную кругосветку на самолете Беард так и не совершила, хотя к 1994 году получила лицензию пилота. Вот только денег на по­купку самолета не хватило. Зато в 2002 году она снова объехала мир на мотоцикле. На этот раз в качестве второго водителя у путеше­ственника Ника Сандерса — человека, который в 1997 году установил рекорд, обогнув мир верхом на мотоцикле всего за 31 день и 20 часов.

Элспет Беард (в центре справа) перед отправкой из Индии. Она еще не знает, с какими сложностями столкнется на границе
Элспет Беард (в центре справа) перед отправкой из Индии. Она еще не знает, с какими сложностями столкнется на границе

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ