Отечественный кинематограф запечатлел немало, ставших уже классическими, эпизодов из жизни советских людей, не избалованных излишествами. Как искренне радуется в фильме «Вокзал для двоих» (1982) героиня Н. Мордюковой — Дядя Миша — своей новой покупке, демонстрируя её своим гостям:
- Вер, ты видала, я что приобрела?
- Телевизор цветной?
- Не, видеомагнитофон. Тут же как? Кассета. Американский фильм!
Смотрящие с восторгом на это недосягаемое чудо иностранной техники,
наверное, и вообразить не смели, что создателем видеомагнитофона был сын зажиточного русского крестьянина (вышедшего в купцы первой гильдии) из села Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии – Александр Матвеевич Понятов (1892-1980).
Создателем первого видеомагнитофона считается американская компания AMPEX, выпустившая в 1958 г. первый цветной видеомагнитофон. Название компании AMPEX — ничто иное, как акроним, образованный из первых букв имени, отчества и фамилии её основателя (Александр Матвеевич Poniatoff) и добавления первого слога слова excellent (превосходный), что указывало на высокое качество выпускаемой фирмой продукции.
Название компании полностью себя оправдало и стало символом высококачественных технологий. В течение полувека AMPEX удерживал мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Те компании, которые принято считать мировыми электронными гигантами — «Sony», «Matsushita», JVC, «Philips», «Toshiba» и др., — в течение десятилетий в производстве бытовой
видеоаппаратуры основывались на принадлежащих А. М. Понятову патентах.
Инженер-связист, получивший образование сначала в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико- математического факультета, затем в Императорском Московском техническом училище (современный МВТУ), куда он перевелся из-за интереса к авиатехнике, А.М. Понятов стал всемирно «известен, прежде всего, как ученый, перевернувший представление человечества о
звуке и изображении, давший миру первый видеомагнитофон.»
Царская Россия славилась великими учёными и инженерами. Помимо гениальных изобретателей до революции Империя имела большое количество просто хороших специалистов, подготовленных в знаменитых университетах Петербурга, Москвы, Харькова, Казани… Большинство из них после революции было изгнано из страны. Однако, цену русским высококвалифицированным специалистам хорошо знали во всем мире, потому с радостью и вне конкурса принимали их на работу. Оказавшись в Америке, А.М. Понятов первое время работал в НИИ Корпорации General Electric. В 1944г он основал собственную компанию AMPEX, о её огромном вкладе в развитие аудио-видео технологий рассказал кинопродюсер Bruce Berman.
«Немало для высокого качества воспроизведения звука сделали такие компании, как ARC (Radio Corporation of America) Western Electric и др. Однако, лишь одна компания всегда казалась необъявленным чемпионом по совершенствованию аудио-видео оборудования. Это корпорация AMPEX (Калифорния). До сих пор трудно поверить, что почти все из наиболее ценимых, любимых и теперь переиздаваемых записей были записаны на трёхдорожечной модели AMPEX-300 в эпоху Эйзенхауэра (Eisenhower-президент США 1953 -1961). Все современные технологии так или иначе обязаны AMPEX своим развитием. Профессиональные версии аппаратов этой фирмы являли собой признак высочайшего стандарта американской (!!!) инженерной мысли и производственных технологий, бывших предметом зависти всего мира.
В 1947 г. компания AMPEX предоставила базовую модель AMPEX 200, которая установила технический стандарт для пленочных звукозаписывающих систем всех последующих моделей AMPEX. Эти машины, имевшие 3 мотора, были немедленно признаны аудиоиндустрией как лучшие звукозаписывающие технологии в то время. Они стали вершиной техники для высокоточной записи и воспроизведения звука. Модель 300 стала популярной в звукозаписывающих студиях, в кинематографе и на радио, а также на рынках записи телеметрических данных. В 1947 году в Голливуде был продемонстрирован прототип аудиомагнитофона — «Model 200A», с которого и началась эра магнитной записи в США.
Продолжение следует.