Сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому на протяжении многих сотен лет. Первоначально это было развлечение не только для детей, но и для взрослых. Сказки помогали скоротать долгие вечера, несли народную мудрость, развивали и воспитывали. Талант сочинителя и рассказчика очень ценился.
К сожалению, сейчас сказка медленно уходит из повседневной жизни семьи. Современным родителям некогда сочинять сказки, их головы заняты другими мыслями, они решают свои взрослые проблемы. Да и детям некогда: им надо к логопеду, а еще психолог дал много заданий на внимание и усидчивость.
Так незаметно человечество лишается очень многого.
Рассказывание сказок – это прекрасная психологическая разгрузка.
Это занятие позволяет отвлечься от повседневности и окунуться в прекрасный, таинственный и неизвестный мир. Сочинения сказок очень хорошо расслабляет и переключает внимание, это своеобразная перезагрузка. Иногда в процессе сочинения сами собой находятся ответы на сложные вопросы, решаются трудные жизненные ситуации, приходит понимание глубинных причин проблем.
В психологии есть прекрасное направление – сказкотерапия, в котором вся работа строится на основе сказки и через сказку.
Это хорошая форма общения родителя и ребенка, интересный и приятный способ провести время вместе.
В современности, когда родители и дети проводят порознь целый день, детям очень не хватает внимания родителей, их присутствия рядом, позитивного общения (часто родители находят время только для того, чтобы поругать детей).
Сказка – способ научить, поддержать и воспитать своего ребенка.
Для робкого малыша придумайте победоносную сказку про сильного и смелого героя (конечно же, похожего на вашего сына!). Тому, кто забывает здороваться, сочините сказку с вежливыми и невежливыми персонажами, где каждый получает по заслугам!
Сказка несет знания.
Из сказок ребенок может узнать о явлениях, закономерностях и событиях окружающего мира. Например, о том, что лиса живет в норе, олень ест ягель, а радуга бывает после дождя, а так же о том, что нельзя убегать от родителей, надо регулярно чистить зубы и мыть руки перед едой.
Сказка развивает.
Память, воображение, мышление, речь, эмоциональный интеллект и многое другое.
Что делать, если я не могу сочинить сказку?
Просто начните с одной из этих фраз:
- Жили-были…
- Давным-давно, в одном царстве-государстве…
- Однажды, в одной далекой стране (лесу, синем море…)…
Потом добавьте персонажа, придумайте проблему и решение.
Даже самая нескладная сказка будет интересна и полезна для Вас и Вашего ребенка. Многие детские писатели начинали свои книги именно с домашних сказок для своих детей! А со временем сказки будут все лучше и лучше! Можно предложить ребенку или супругу сочинять сказку вместе\ по очереди (так Вы узнаете о том, что у него на душе, что тревожит и занимает мысли).
Почему мультик не заменит рассказанную родителями сказку?
Вроде бы этот абзац должен здесь быть, но разве это не очевидно?
Почему не аудиосказки?
Во-первых, это не персональная сказка, рассказанная для конкретного ребенка по его потребностям и характеру. Во-вторых, это не форма общения родителя и ребенка (только если вы не слушаете вместе и обсуждаете услышанное, но разве сейчас кто-то так делает?). Поэтому она не достигает должного психотерапевтического эффекта (хотя, конечно, прослушивание хорошей сказки свой эффект имеет). Ребенок не видит Вашего выражения лица, не слышит Вашего дыхания и оттенков интонаций – потому аудиокнига проигрывает в развивающей составляющей.
Иными словами, аудиокнига может быть в жизни ребенка, но она не заменит живого сочинения и рассказывания сказки (а вот наоборот – может быть).