Найти тему

Свободно-кистевая роспись

Роспись, которой украшали интерьеры северных домов, носит общепринятое название свободно-кистевой. Её особенностью является нанесение орнамента без предварительного контурного рисунка. Выполнялась роспись, как правило, без грунтовки, на охристых или красных тонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зелёный, а в качестве добавочных – жёлтый, синий, чёрный. Белый цвет использовали для моделировки форм, а чёрный –для графических элементов. Основу составляет мягкий, пластичный, свободно нанесённый мазок кистью. Выполнялась роспись масляными красками.

Также в композиции можно найти элементы графических росписей, на появление которых оказали влияние приёмы иконописи и миниатюры, возникшие благодаря старообрядческим лубкам. Это белильные оживки, чёрные и цветные приписки.

Свободно-кистевые росписи связаны в основном с растительными мотивами: букетами пышных бордовых, бело-розовых, синих роз (розанов) и тюльпанов (лилий), к которым нередко добавляли полевые цветы и плоды (чаще всего это были плоды шиповника, гроздья винограда).

Шкаф. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Кенозерская волость, деревня Погост
Шкаф. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Кенозерская волость, деревня Погост

В свободно-кистевых росписях исследователи отмечают два мотива: барочные и ампирные, которые свидетельствуют о влиянии городской культуры.

В основе букетов – крестообразные композиции с прямым стеблем и треугольником (ромбом) из роз. Основу составлял вертикальный стебель (нередко произрастающий из вазона), по обе стороны от которого располагались главные мотивы – розаны. Стебель венчала крупная головка тюльпана.

Кроме растительных, в свободно-кистевых росписях присутствуют зооморфные мотивы. В основном это птицы и львы с листиком или цветком вместо кисточки на хвосте.

Шкаф. Конец XIX в. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость
Шкаф. Конец XIX в. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость

Каждый мотив свободно-кистевых росписей имеет свое значение: так, цветок ассоциировался с раем и женской красотой, а лев был символом мужества и благородства. Немалое значение в росписях имел также цвет: красный – цвет радости, символ победы жизни над смертью; синий – символ Богоматери, соединившей в себе земное и небесное.

Большое влияние на развитие свободно-кистевых росписей оказал старообрядческий Выголексинский монастырь (он располагался в селе Данилово, на реке Выг, современный Медвежьегорский район Республики Карелия). Росписями занимались выговские мастера и их ученики. После разгрома обители (1850 г.) выговские мастера рассеялись по Олонецкому краю и кормилось книжно-живописным ремеслом или его преподаванием. Такие исследователи, как Т.А. Бернштам, упоминают имена местных мастеров, которые расписывали (расцвечивали) дома и детали интерьера в Ошевенской слободе (Каргопольский уезд, Олонецкая губерния): И.К. Новожилов и И.В. Дружинин.

Во многих селениях были свои ремесленники, но также могли и формироваться семейные артели. По всему Северо-Западу вплоть до конца ХIХ в. прикладной живописью занимались костромские красильщики, которые расписывали двери, шкафы, наличники и пр. Любимыми мотивами были цветы и звери, главным образом -лев.

В конце ХIХ в. роспись угасает.

#МалыеКорелы