Слово "благодать" встречается в оригинале только в евангелиях от Луки и от Иоанна, а слово "евангелие" (и однокоренные с ним) только в рассказах Марка и Матфея. Сегодня попробуем найти ответ на поставленный в заглавии вопрос: что доброго в вести Евангелия (доброй вести)? И посмотрим на все это глазами человека, впервые открывшего Новый Завет и принявшегося читать четыре канонических Евангелия.
Во многом, я вспоминаю себя тридцать лет назад, когда обнаружил Новый Завет у себя в сумке, бережно положенный туда моей мамой, когда она провожала меня в ряды Советской армии в далеком 1991-ом году. И во многом я делюсь своими воспоминаниями и впечатлениями от прочтения, ибо помню до сих пор те мгновения, как будто это происходило вчера.
Это сегодня мой ум под завязку забит множеством идей и мнений, прочитанных книг, долгих размышлений над библейским текстом, а тогда все было иначе.
Действительно, человек впервые открывший текст Евангелия вправе задавать вопросы, и то, что он читает не всегда становится понятным с первого раза. Тем более, если рассматривать евангельские рассказы в отрыве от новозаветной теологии и от ветхозаветного наследия, то сложно представить всю картину в целом и до конца осознать, кто такой Иисус из Назарета, и какое отношение все это имеет ко мне, живущему в 21-ом веке?
Между тем, "евангелие" и "благодать" - слова, на которых зиждется основание спасения, как то утверждали Сам Господь Иисус и Его ученики, называемые апостолами. "Добрая весть", по заявлению евангелиста Марка была провозглашена Иисусом, после Его крещения. В чем она заключалась? Что доброго в витиеватых, отрывочных сведениях, лаконичных фраз Галилеянина?
Прежде всего, речь идет о Жизни. Делая обзор четырех Евангелий, можно прийти к выводу, что Иисус каким-то непостижимым для нас образом пришел решать вопрос жизни и смерти. Причем Христос достаточно прямо говорил об этом: " кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Ин. 8:51) А в другом месте мы можем обнаружить такие слова: " Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (Ин. 10:10) А в заключительных текстах Евангелия от Иоанна мы читаем: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин. 20:31)
Это сегодня, копаясь в закромах памяти, перебирая библейские образы и аналогии я могу без предварительной подготовки сесть, и написать статью, а тогда, будучи девятнадцатилетним юношей, я приступил к чтению Евангелия с "чистой головой" и слова о жизни сразу бросились в глаза. По всей видимости речь идет о жизни вечной, простирающейся далеко за горизонт и не имеющей конца.
Будем откровенны, хотя бы сами с собой, у нас нет никакой надежды. Смерть витает рядом и этому существует множество подтверждений. Никакой ученый, никакая программа тренировок, здорового питания, комплекс мер не отсрочат момент наступления дня, за которым нет света. В контексте такой печальной перспективы, люди разработали целое учение о посмертном существовании, дабы каким-то образом утешить самих себя. В библейском же учении нет и намека на рассуждения о жизни после жизни. "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (кстати сказать, эта идея сегодня внезапно осенила меня, чего стоят слова о Творении, где перечисляются сферы жизни, сотворенные Богом. "Небо, земля, море и все что в них" и ни слова о подземных реалиях просто потому, что их нет). Напротив, Библия вообще и Новый Завет в частности неоднократно говорят о воскресении из мертвых и наступлении Новой Жизни на Новой Земле.
Евангелие Христово призвано решить эту крайне острую проблему, причем делает это ненавязчиво и деликатно. Человеку предлагается всего то верить в Сына Божьего, искать у Него прощения и жить с надеждой в сердце. Как бы примитивно это не звучало, но евангельские истории дают повод так думать. "Иди, и впредь не греши", что думала в этот момент женщина, которой грозила смерть от побития камнями? Что чувствовал распятый рядом со Христом зилот, которому Иисус сказал: "Будешь со Мной в раю"? Видимо они испытывали одни и те же чувства, благодарности и удивительной благодати, исходившей от Христа, простившего их и ничего не потребовавшего взамен.
Именно простота, с которой Иисус обращался к обывателям, в их привычной обстановке, исцеляя их немощи, сопереживая их тяготам, привлекала к Нему целые толпы людей. Именно доступность "милости Божьей" без сложных церемоний, ряда преград, преодолеть которые человек не в силах, все это обреталось во Христе, который в Свою очередь "взял на Себя наши болезни" и "расточил, отдал нищим", все без остатка.
Надежда, мир, покой, умиротворение, кротость, радость - реалии, принесенные Иисусом в наш мир, окрасили жизнь людей во все времена яркими красками, палитра которых простирается далеко за пределы этого мира, наполняя душу человека полнотой благодати Божией.
Я понимаю, что рассмотреть все грани Евангелия невозможно даже в рамках большой книги, не говоря уже о крохотной статье. Я вспоминаю себя, в те далекие 90-ые, чтение евангельских рассказов вызывало множество вопросов, призывающих изучать, и знакомится с миром того времени, искать ответы, размышлять и радоваться крупицам открывающихся истин, способных наполнить самую мрачную темницу светом, сияющим со страниц этих незамысловатых книг.
Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.
Сбер: 4276 2200 1586 0243