О жизни и творчестве актрисы Людмилы Марковны Гурченко написаны статьи и книги, сняты фильмы и телепередачи, но о том, что предки этой легендарной российской актрисы родились в Смоленской губернии, стало известно сравнительно недавно. В своей книге «Мое взрослое детство» Людмила Марковна поведала об отце Марке Гавриловиче Гурченко, родившемся в деревне Дунаевщина Рославльского уезда, а также упомянула имение Бородуличи под Смоленском, куда после революции из Москвы вернулся отец ее матери ‒ Симонов Александр Прокофьевич. В документах Государственного архива Смоленской области хранятся сведения об этих семьях, которые могут подтвердить уже известные факты и открывают новые.
Поиск информации о предках Людмилы Гурченко начался с изучения метрических книг церквей Рославльского уезда. Дело в том, что на дореволюционных картах и «Списках населенных мест Смоленской губернии» упомянутая Дунаевщина не значится. А если учесть, что фамилии крестьян в метрических книгах нашей губернии, как правило, не указаны, то задача предстояла не из легких. Место жительства семьи Марка Гавриловича Гурченко – деревню Поселок Краснозаборьевской волости Рославльского уезда – удалось установить по метрическим книгам и материалам Всероссийской сельхозпереписи 1917 года. В семье бывшего помещичьего крестьянина, великоросса по национальности, Гавриила Семеновича Гурченкова насчитывалось семь человек: хозяин – 42 лет; жена Феодора Васильевна – 40 лет; четверо сыновей: Марк – 17 лет, Михаил – 11 лет, Иван – 7 лет, Георгий – 5 лет и дочь Анна – 1 года. Семья Гурченковых не бедствовала, поскольку в их домохозяйстве имелись три десятины купчей товарищеской земли, один плуг, две лошади, одна корова, пять овец с тремя ягнятами и две свиньи[1]. Стоит заметить, что в том же селении на 1917 год проживали тринадцать родственников Гурченковых[2].
В своей книге Людмила Марковна подробно описывала нешуточный спор родителей о годе рождения отца. Елена Александровна, мать актрисы, утверждала, что ее муж родился в 1898 году, а Марк Гаврилович настаивал, что год его рождения – 1899-й. Но метрическая книга церкви села Краснозаборье Рославльского уезда за 1899 год развеяла все сомнения: в записи №31 от 23 апреля 1899 года (здесь и далее – по старому стилю) сообщается, что у крестьянина деревни Поселок Краснозаборьевской волости Гавриила Семеновича и его законной жены Феодоры Васильевны родился сын Марк[3].
Историю семьи Марка Гавриловича можно проследить по метрическим книгам церквей сел Рославльского уезда и материалам ревизий податного населения Смоленской губернии, поскольку предки отца актрисы проживали на рославльской земле и были крепостными крестьянами помещиков Дудинских. В середине XVIII века их семейство проживало в селе Большое Чепищево Ветлицкого стана Рославльского уезда, в вотчине помещика Николая Васильевича Дудинского. В метрической книге церкви села Большое Чепищево Рославльского уезда, в записи от 1 февраля 1771 года, указано, что у вотчины помещика Дудинского, села Большое Чепищево крепостного крестьянина Корнилия Евстафиевича и его законной жены Анны Трофимовны родился сын Трифон[4]. У Трифона Корнилиевича и его жены Анны Михайловны 15 мая 1793 года родился сын Пахомий[5], а 15 ноября 1796 года – сын Гурий[6]. Вероятно, фамилия «Гурченковы» стала производной именно от этого редкого имени. Гурий Трифонович после смерти отца в 1812 году и направления в рекруты старшего брата Пахомия, вместе со своей женой Ириной Игнатьевной был переведен помещиком в деревню Поселок той же вотчины и уезда[7]. В метрической книге церкви села Краснозаборье Рославльского уезда 16 апреля 1828 года зарегистрировано рождение их сына Семена[8]. Семен Гурь(и)евич был женат дважды, и от второго его брака с Пелагеей Флоровной 24 марта 1877 года родился сын Гавриил Семенович – дед Людмилы Марковны[9].
Не менее интересна и история семьи Симоновых, предков актрисы по линии матери, проживавших в Смоленском уезде. В материалах Всероссийской сельхозпереписи 1917 года имеются сведения о домохозяйстве учителя Александра Прокофьевича Симонова, 39 лет, великоросса, из крестьян, проживавшего на 1917 год в селении Бородуличи Богородицкой волости Смоленского уезда. Там же указаны и члены его семьи: отец Прокофий Евдокимович – 85 лет, мать Мария Игнатьевна – 88 лет, жена Татьяна Ивановна – 34 лет, шестеро сыновей: Борис, Владимир, Сергей, Юрий, Александр, Константин – в возрасте от 6 до 15 лет и новорожденная дочь Елена – мать Людмилы Гурченко. Хозяйство Симоновых было зажиточным и состояло из купчей товарищеской земли в размере 29,5 десятины, пяти плугов, сеялки, молотилки, веялки, косилки, гребки. На их скотном дворе имелись 4 лошади, 1 бык, 5 коров, 1 нетель, 2 подтелка, 5 телят, 4 овцы, 1 свинья, 2 подсвинка, 5 поросят. Кроме того, у Симоновых был сад из 20 плодовых деревьев и пасека в 20 пчелиных семей[10]. Поскольку в подворной карточке на домохозяйство указан только один работник, можно предположить, что Симоновы и сами трудились на сельхозработах.
Симоновы происходили из крепостных крестьян помещиков князей Друцких-Соколинских и первоначально проживали в деревне Касищево Смоленского уезда. От имени их первого установленного предка Симеона (Семена) Петровича, по всей видимости, и произошла фамилия «Симоновы». Все дальнейшие события, связанные с браками, смертями и рождениями детей в этой семье, отражены в записях метрических книг церкви села Сож Смоленского уезда. 29 июля 1815 года у Симеона Петровича и его жены Ирины Григорьевны родился сын Евдоким[11], а 4 июня 1833 года сын Стефан[12]. В 1836 году крепостные крестьяне из деревни Касищево князей Друцких-Соколинских перешли во владение к помещикам Сомовым[13]. 7 июля 1839 года у Евдокима Семеновича с его женой Анастасией Мосеевной родился сын Прокофий[14]. Как сообщается в материалах X (1858 г.) ревизии податного населения Смоленской губернии, после смерти Семена Петровича в 1854 году и Евдокима Семеновича в 1855 году, семья Симоновых была переведена на жительство в деревню Высокое той же вотчины и уезда[15]. Именно в Высоком 30 августа 1878 года у Прокофия Евдокимовича и его жены Марии Игнатьевны родился дед Людмилы Гурченко – Александр Прокофьевич, что подтверждает запись №32 из метрической книги церкви села Сож Смоленского уезда за 1878 год[16].
В своих воспоминаниях актриса отмечала, что Александр Прокофьевич Симонов был человеком образованным и в начале прошлого века трудился в учебных заведениях Московского учебного округа Министерства народного образования. В этот округ входили министерские училища Смоленской губернии, и одно из них, Сожинское, окончил Александр Прокофьевич. Если его братья, Иван и Николай Симоновы, проходили обучение в Богородицком земском училище, о чем свидетельствуют списки учеников этого училища за 1892 год[17], то в ведомости о годовых испытаниях учеников Сожинского двухклассного министерского училища за 1890 год значится ученик 2-го класса I-го отделения Александр Симонов[18]. Уже через десять лет, в 1900 году, он упоминается в числе поручителей при заключении брака в церкви села Сож как учитель Тесовского училища Сычевского уезда[19]. В документах архивного фонда Смоленского уездного отдела народного образования, в списке учителей начальных училищ Богородицкой волости Смоленского уезда за 1919 год, указан учитель Александр Симонов, приступивший к обязанностям с 1 ноября 1918 года[20]. И в тех же документах за 1926 год записано, что Симонов уволен 1 марта 1926 года[21]. Это увольнение было связано с началом репрессий в отношении семьи Симоновых, в результате которых они лишились своих избирательных прав.
В документах архивного фонда Западной избирательной комиссии, в протоколе №12 заседания комиссии от 27 сентября 1926 года, записано, что гражданам деревни Бородуличи Гриневской волости Смоленского уезда Александру и Татьяне Симоновым в восстановлении их в избирательных прав отказано по причине «применения в хозяйстве наемной силы и кабальных условий». Там же имеется приписка – «передать в ГПУ»[22].
Александр Прокофьевич Симонов и его брат Иван Прокофьевич Симонов, бывший канцелярист Смоленской губернской земской управы, были арестованы 11 ноября 1928 года Смоленским ОГПУ и 1 февраля 1929 года приговорены к 3 годам ссылки[23]. Но Татьяна Ивановна Симонова продолжала бороться за свою семью и в 1929-1930 годах неоднократно подавала ходатайства и жалобы в избирательную комиссию. Так, в протоколе №12 заседания комиссии по предварительному рассмотрению ходатайств о восстановлении в избирательных правах от 3 октября 1929 года зафиксировано: «Принимая во внимание, что граждане деревни Бородуличи Гриневской волости Смоленского уезда Симоновы, имея выше середняцкое хозяйство, применяют в последнем наемный труд и прибегают к скосу лугов исполу – подтвердить постановление Смоленского УИКа от 26/VI-29 г. (прот. №98) о лишении Симоновых избирательных прав»[24]. В поданной в комиссию ответной жалобе Татьяна Ивановна писала: «Я, просительница, лишена права избирательного голоса со всеми детьми, как кулачка и эксплуататорша наемного рабочего труда. Такое определение представляется явно неправильным, т.к. в моем хозяйстве постоянных рабочих рук никогда не было, за исключением пастушка в страдную пору»[25]. Но в этом противостоянии не помогло даже коллективное письмо жителей деревни Бородуличи, которые, заступаясь за соседей, сообщали: «…На участке 18 ½ десятин, начиная с 1917 года, никакой постоянной наемной силы не было, земля обрабатывалась трудом своей семьи…»[26] Там же, в выписке из протокола под №3 Гриневской районной комиссии по рассмотрению списков лишенцев от 22 мая 1930 года, окончательно констатируется: «…Симоновых Александра, Сергея, Бориса, Юрия, Татьяну оставить в списках лишенцев, как кулаков и эксплуататоров наемной силы…»
Из таких трагических и радостных событий складывается история каждой семьи. О своих «смоленских корнях» Людмила Гурченко рассказывала на встречах со зрителями и журналистами, состоявшихся в Смоленске 20-21 сентября 2010 в рамках IIIВсероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс». Отвечая на вопросы корреспондентов, актриса сказала, что ее первыйприезд в Смоленск навеял ощущение малой родины, которое складывается у человека в детстве. Актриса трогательно заметила: «Что такое ощущение родины в этом возрасте? – это запах дома, мамы, папы, испеченных пирогов, разговоры с приходящими в дом родственниками. Вот вчера я ощутила это. Я стояла на сцене кинотеатра, как будто находилась дома среди родных, близких людей».
Автор: Ольга Виноградова, главный специалист Государственного архива Смоленской области
Источники: официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol; Опубликовано в журнале "Край Смоленский", 2022 г., №2, стр. 28-31.
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.
#людмила Гурченко #Смоленская область
#край смоленский #история #факты из истории
Примечания
[1] Государственный архив Смоленской области (далее – ГАСО). Ф. Р-653. Оп. 6. Д. 1294. Л. 91.
[2] ГАСО. Ф. Р-653. Оп.6. Д. 1295. Л. 1, 15-16.
[3] ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 199. Л. 711-712.
[4] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 197. Л. 57.
[5] Там же. Л. 210 об.
[6] Там же. Л. 236.
[7] ГАСО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 184. Л. 509 об. – 510.
[8] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1186-а. Л. 127.
[9] ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1541. Л. 207 об. – 208.
[10] ГАСО. Ф. Р-653. Оп. 4. Д. 220. Л. 47.
[11] ГАСО. Ф. 48. Оп. 5. Д. 358. Л. 507 об. – 508.
[12] Там же. Л. 814 об. – 815.
[13] ГАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 201. Л. 1221 об. – 1222.
[14] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1716. Л. 815 об. – 816.
[15] ГАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 1235. Л. 458 об. – 459.
[16] ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1583. Л. 337 об. – 338.
[17] ГАСО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 39. Л. 114.
[18] ГАСО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 34. Л. 12 об. – 13.
[19] ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 236. Л. 337 об. – 338.
[20] ГАСО. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.
[21] ГАСО. Ф. Р-400. Д. 771. Л. 67.
[22] ГАСО. Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 6114. Л. 343.
[23] Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 5. Смоленск, 2005. С. 431-432.
[24] ГАСО. Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 6141. Л. 343.
[25] ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 280. Л. 961-962.
[26] Там же. Л. 963.