Найти в Дзене
Край Смоленский

СМОЛЕНСКИЕ ПРЕДКИ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО

О жизни и творчестве актрисы Людмилы Марковны Гурченко написаны статьи и книги, сняты фильмы и телепередачи, но о том, что предки этой легендарной российской актрисы родились в Смоленской губернии, стало известно сравнительно недавно. В своей книге «Мое взрослое детство» Людмила Марковна поведала об отце Марке Гавриловиче Гурченко, родившемся в деревне Дунаевщина Рославльского уезда, а также упомянула имение Бородуличи под Смоленском, куда после революции из Москвы вернулся отец ее матери ‒ Симонов Александр Прокофьевич. В документах Государственного архива Смоленской области хранятся сведения об этих семьях, которые могут подтвердить уже известные факты и открывают новые. Поиск информации о предках Людмилы Гурченко начался с изучения метрических книг церквей Рославльского уезда. Дело в том, что на дореволюционных картах и «Списках населенных мест Смоленской губернии» упомянутая Дунаевщина не значится. А если учесть, что фамилии крестьян в метрических книгах нашей губернии, как правил

Марк Гаврилович и Елена Александровна Гурченко
Марк Гаврилович и Елена Александровна Гурченко

О жизни и творчестве актрисы Людмилы Марковны Гурченко написаны статьи и книги, сняты фильмы и телепередачи, но о том, что предки этой легендарной российской актрисы родились в Смоленской губернии, стало известно сравнительно недавно. В своей книге «Мое взрослое детство» Людмила Марковна поведала об отце Марке Гавриловиче Гурченко, родившемся в деревне Дунаевщина Рославльского уезда, а также упомянула имение Бородуличи под Смоленском, куда после революции из Москвы вернулся отец ее матери ‒ Симонов Александр Прокофьевич. В документах Государственного архива Смоленской области хранятся сведения об этих семьях, которые могут подтвердить уже известные факты и открывают новые.

Людмила Гурченко с отцом Марком Гавриловичем Гурченко
Людмила Гурченко с отцом Марком Гавриловичем Гурченко

Поиск информации о предках Людмилы Гурченко начался с изучения метрических книг церквей Рославльского уезда. Дело в том, что на дореволюционных картах и «Списках населенных мест Смоленской губернии» упомянутая Дунаевщина не значится. А если учесть, что фамилии крестьян в метрических книгах нашей губернии, как правило, не указаны, то задача предстояла не из легких. Место жительства семьи Марка Гавриловича Гурченко – деревню Поселок Краснозаборьевской волости Рославльского уезда – удалось установить по метрическим книгам и материалам Всероссийской сельхозпереписи 1917 года. В семье бывшего помещичьего крестьянина, великоросса по национальности, Гавриила Семеновича Гурченкова насчитывалось семь человек: хозяин – 42 лет; жена Феодора Васильевна – 40 лет; четверо сыновей: Марк – 17 лет, Михаил – 11 лет, Иван – 7 лет, Георгий – 5 лет и дочь Анна – 1 года. Семья Гурченковых не бедствовала, поскольку в их домохозяйстве имелись три десятины купчей товарищеской земли, один плуг, две лошади, одна корова, пять овец с тремя ягнятами и две свиньи[1]. Стоит заметить, что в том же селении на 1917 год проживали тринадцать родственников Гурченковых[2].

В своей книге Людмила Марковна подробно описывала нешуточный спор родителей о годе рождения отца. Елена Александровна, мать актрисы, утверждала, что ее муж родился в 1898 году, а Марк Гаврилович настаивал, что год его рождения – 1899-й. Но метрическая книга церкви села Краснозаборье Рославльского уезда за 1899 год развеяла все сомнения: в записи №31 от 23 апреля 1899 года (здесь и далее – по старому стилю) сообщается, что у крестьянина деревни Поселок Краснозаборьевской волости Гавриила Семеновича и его законной жены Феодоры Васильевны родился сын Марк[3].

Запись о рождении Марка Гавриловича. ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 199. Л. 711 об. – 712
Запись о рождении Марка Гавриловича. ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 199. Л. 711 об. – 712

Историю семьи Марка Гавриловича можно проследить по метрическим книгам церквей сел Рославльского уезда и материалам ревизий податного населения Смоленской губернии, поскольку предки отца актрисы проживали на рославльской земле и были крепостными крестьянами помещиков Дудинских. В середине XVIII века их семейство проживало в селе Большое Чепищево Ветлицкого стана Рославльского уезда, в вотчине помещика Николая Васильевича Дудинского. В метрической книге церкви села Большое Чепищево Рославльского уезда, в записи от 1 февраля 1771 года, указано, что у вотчины помещика Дудинского, села Большое Чепищево крепостного крестьянина Корнилия Евстафиевича и его законной жены Анны Трофимовны родился сын Трифон[4]. У Трифона Корнилиевича и его жены Анны Михайловны 15 мая 1793 года родился сын Пахомий[5], а 15 ноября 1796 года – сын Гурий[6]. Вероятно, фамилия «Гурченковы» стала производной именно от этого редкого имени. Гурий Трифонович после смерти отца в 1812 году и направления в рекруты старшего брата Пахомия, вместе со своей женой Ириной Игнатьевной был переведен помещиком в деревню Поселок той же вотчины и уезда[7]. В метрической книге церкви села Краснозаборье Рославльского уезда 16 апреля 1828 года зарегистрировано рождение их сына Семена[8]. Семен Гурь(и)евич был женат дважды, и от второго его брака с Пелагеей Флоровной 24 марта 1877 года родился сын Гавриил Семенович – дед Людмилы Марковны[9].

Не менее интересна и история семьи Симоновых, предков актрисы по линии матери, проживавших в Смоленском уезде. В материалах Всероссийской сельхозпереписи 1917 года имеются сведения о домохозяйстве учителя Александра Прокофьевича Симонова, 39 лет, великоросса, из крестьян, проживавшего на 1917 год в селении Бородуличи Богородицкой волости Смоленского уезда. Там же указаны и члены его семьи: отец Прокофий Евдокимович – 85 лет, мать Мария Игнатьевна – 88 лет, жена Татьяна Ивановна – 34 лет, шестеро сыновей: Борис, Владимир, Сергей, Юрий, Александр, Константин – в возрасте от 6 до 15 лет и новорожденная дочь Елена – мать Людмилы Гурченко. Хозяйство Симоновых было зажиточным и состояло из купчей товарищеской земли в размере 29,5 десятины, пяти плугов, сеялки, молотилки, веялки, косилки, гребки. На их скотном дворе имелись 4 лошади, 1 бык, 5 коров, 1 нетель, 2 подтелка, 5 телят, 4 овцы, 1 свинья, 2 подсвинка, 5 поросят. Кроме того, у Симоновых был сад из 20 плодовых деревьев и пасека в 20 пчелиных семей[10]. Поскольку в подворной карточке на домохозяйство указан только один работник, можно предположить, что Симоновы и сами трудились на сельхозработах.

Симоновы происходили из крепостных крестьян помещиков князей Друцких-Соколинских и первоначально проживали в деревне Касищево Смоленского уезда. От имени их первого установленного предка Симеона (Семена) Петровича, по всей видимости, и произошла фамилия «Симоновы». Все дальнейшие события, связанные с браками, смертями и рождениями детей в этой семье, отражены в записях метрических книг церкви села Сож Смоленского уезда. 29 июля 1815 года у Симеона Петровича и его жены Ирины Григорьевны родился сын Евдоким[11], а 4 июня 1833 года сын Стефан[12]. В 1836 году крепостные крестьяне из деревни Касищево князей Друцких-Соколинских перешли во владение к помещикам Сомовым[13]. 7 июля 1839 года у Евдокима Семеновича с его женой Анастасией Мосеевной родился сын Прокофий[14]. Как сообщается в материалах X (1858 г.) ревизии податного населения Смоленской губернии, после смерти Семена Петровича в 1854 году и Евдокима Семеновича в 1855 году, семья Симоновых была переведена на жительство в деревню Высокое той же вотчины и уезда[15]. Именно в Высоком 30 августа 1878 года у Прокофия Евдокимовича и его жены Марии Игнатьевны родился дед Людмилы Гурченко – Александр Прокофьевич, что подтверждает запись №32 из метрической книги церкви села Сож Смоленского уезда за 1878 год[16].

Запись о рождении Александра Прокофьевича. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1583. Л. 337 об. – 338
Запись о рождении Александра Прокофьевича. ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1583. Л. 337 об. – 338

В своих воспоминаниях актриса отмечала, что Александр Прокофьевич Симонов был человеком образованным и в начале прошлого века трудился в учебных заведениях Московского учебного округа Министерства народного образования. В этот округ входили министерские училища Смоленской губернии, и одно из них, Сожинское, окончил Александр Прокофьевич. Если его братья, Иван и Николай Симоновы, проходили обучение в Богородицком земском училище, о чем свидетельствуют списки учеников этого училища за 1892 год[17], то в ведомости о годовых испытаниях учеников Сожинского двухклассного министерского училища за 1890 год значится ученик 2-го класса I-го отделения Александр Симонов[18]. Уже через десять лет, в 1900 году, он упоминается в числе поручителей при заключении брака в церкви села Сож как учитель Тесовского училища Сычевского уезда[19]. В документах архивного фонда Смоленского уездного отдела народного образования, в списке учителей начальных училищ Богородицкой волости Смоленского уезда за 1919 год, указан учитель Александр Симонов, приступивший к обязанностям с 1 ноября 1918 года[20]. И в тех же документах за 1926 год записано, что Симонов уволен 1 марта 1926 года[21]. Это увольнение было связано с началом репрессий в отношении семьи Симоновых, в результате которых они лишились своих избирательных прав.

В документах архивного фонда Западной избирательной комиссии, в протоколе №12 заседания комиссии от 27 сентября 1926 года, записано, что гражданам деревни Бородуличи Гриневской волости Смоленского уезда Александру и Татьяне Симоновым в восстановлении их в избирательных прав отказано по причине «применения в хозяйстве наемной силы и кабальных условий». Там же имеется приписка – «передать в ГПУ»[22].

Александр Прокофьевич Симонов и его брат Иван Прокофьевич Симонов, бывший канцелярист Смоленской губернской земской управы, были арестованы 11 ноября 1928 года Смоленским ОГПУ и 1 февраля 1929 года приговорены к 3 годам ссылки[23]. Но Татьяна Ивановна Симонова продолжала бороться за свою семью и в 1929-1930 годах неоднократно подавала ходатайства и жалобы в избирательную комиссию. Так, в протоколе №12 заседания комиссии по предварительному рассмотрению ходатайств о восстановлении в избирательных правах от 3 октября 1929 года зафиксировано: «Принимая во внимание, что граждане деревни Бородуличи Гриневской волости Смоленского уезда Симоновы, имея выше середняцкое хозяйство, применяют в последнем наемный труд и прибегают к скосу лугов исполу – подтвердить постановление Смоленского УИКа от 26/VI-29 г. (прот. №98) о лишении Симоновых избирательных прав»[24]. В поданной в комиссию ответной жалобе Татьяна Ивановна писала: «Я, просительница, лишена права избирательного голоса со всеми детьми, как кулачка и эксплуататорша наемного рабочего труда. Такое определение представляется явно неправильным, т.к. в моем хозяйстве постоянных рабочих рук никогда не было, за исключением пастушка в страдную пору»[25]. Но в этом противостоянии не помогло даже коллективное письмо жителей деревни Бородуличи, которые, заступаясь за соседей, сообщали: «…На участке 18 ½ десятин, начиная с 1917 года, никакой постоянной наемной силы не было, земля обрабатывалась трудом своей семьи…»[26] Там же, в выписке из протокола под №3 Гриневской районной комиссии по рассмотрению списков лишенцев от 22 мая 1930 года, окончательно констатируется: «…Симоновых Александра, Сергея, Бориса, Юрия, Татьяну оставить в списках лишенцев, как кулаков и эксплуататоров наемной силы…»

Из таких трагических и радостных событий складывается история каждой семьи. О своих «смоленских корнях» Людмила Гурченко рассказывала на встречах со зрителями и журналистами, состоявшихся в Смоленске 20-21 сентября 2010 в рамках IIIВсероссийского кинофестиваля «Золотой Феникс». Отвечая на вопросы корреспондентов, актриса сказала, что ее первыйприезд в Смоленск навеял ощущение малой родины, которое складывается у человека в детстве. Актриса трогательно заметила: «Что такое ощущение родины в этом возрасте? – это запах дома, мамы, папы, испеченных пирогов, разговоры с приходящими в дом родственниками. Вот вчера я ощутила это. Я стояла на сцене кинотеатра, как будто находилась дома среди родных, близких людей».

Людмила Гурченко. Кадр из кинофильма «Вокзал для двоих». 1982 г.
Людмила Гурченко. Кадр из кинофильма «Вокзал для двоих». 1982 г.

Автор: Ольга Виноградова, главный специалист Государственного архива Смоленской области

Источники: официальная группа научно-популярного журнала "Край Смоленский" https://vk.com/kraismol; Опубликовано в журнале "Край Смоленский", 2022 г., №2, стр. 28-31.

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.

#людмила Гурченко #Смоленская область

 #край смоленский #история #факты из истории

Примечания

[1] Государственный архив Смоленской области (далее – ГАСО). Ф. Р-653. Оп. 6. Д. 1294. Л. 91.

[2] ГАСО. Ф. Р-653. Оп.6. Д. 1295. Л. 1, 15-16.

[3] ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 199. Л. 711-712.

[4] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 197. Л. 57.

[5] Там же. Л. 210 об.

[6] Там же. Л. 236.

[7] ГАСО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 184. Л. 509 об. – 510.

[8] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1186-а. Л. 127.

[9] ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1541. Л. 207 об. – 208.

[10] ГАСО. Ф. Р-653. Оп. 4. Д. 220. Л. 47.

[11] ГАСО. Ф. 48. Оп. 5. Д. 358. Л. 507 об. – 508.

[12] Там же. Л. 814 об. – 815.

[13] ГАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 201. Л. 1221 об. – 1222.

[14] ГАСО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1716. Л. 815 об. – 816.

[15] ГАСО. Ф. 10. Оп. 3. Д. 1235. Л. 458 об. – 459.

[16] ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. Д. 1583. Л. 337 об. – 338.

[17] ГАСО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 39. Л. 114.

[18] ГАСО. Ф. 405. Оп. 1. Д. 34. Л. 12 об. – 13.

[19] ГАСО. Ф. 48. Оп. 4. Д. 236. Л. 337 об. – 338.

[20] ГАСО. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 97. Л. 1.

[21] ГАСО. Ф. Р-400. Д. 771. Л. 67.

[22] ГАСО. Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 6114. Л. 343.

[23] Книга памяти жертв политических репрессий. Смоленский мартиролог. Т. 5. Смоленск, 2005. С. 431-432.

[24] ГАСО. Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 6141. Л. 343.

[25] ГАСО. Ф. Р-2360. Оп. 1. Д. 280. Л. 961-962.

[26] Там же. Л. 963.