Найти в Дзене
Кремлёвка

Анатолий Васильков: «Хотелось бы, чтобы краеведческое движение расширялось и в нём активнее участвовало молодое поколение»

Краевед Анатолий Михайлович Васильков много лет возглавлял железнодорожную станцию «Старая Русса», уже тогда он исследовал историю родного края, а после выхода на пенсию стал уделять краеведению всё свободное время. Мы поговорили об изучении железнодорожной темы, подготовке материала для книги «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. Линия Бологое — Старая Русса — Псков», а также работе краеведческого объединения «Руса». — Когда вы начали интересоваться историей Старорусского края? Что на вас повлияло? — Со школьной скамьи. Каждое лето с родителями ездили в отпуск по городам Европейской части СССР, интересовался той местностью, куда ездили, рассказывал о своём городе. — Что вас привлекает в исследовательской работе? В чём вы видите главную задачу? — Находить и изучать крупицы истории, связанной с родным краем. На любой рассказ, неподтверждённый документально, найти в архивах подтверждение или опровержение. Особенно сейчас много фейков и небылиц. — Сколько времени вы отводите занят

Краевед Анатолий Михайлович Васильков много лет возглавлял железнодорожную станцию «Старая Русса», уже тогда он исследовал историю родного края, а после выхода на пенсию стал уделять краеведению всё свободное время. Мы поговорили об изучении железнодорожной темы, подготовке материала для книги «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. Линия Бологое — Старая Русса — Псков», а также работе краеведческого объединения «Руса».

— Когда вы начали интересоваться историей Старорусского края? Что на вас повлияло?

— Со школьной скамьи. Каждое лето с родителями ездили в отпуск по городам Европейской части СССР, интересовался той местностью, куда ездили, рассказывал о своём городе.

— Что вас привлекает в исследовательской работе? В чём вы видите главную задачу?

— Находить и изучать крупицы истории, связанной с родным краем. На любой рассказ, неподтверждённый документально, найти в архивах подтверждение или опровержение. Особенно сейчас много фейков и небылиц.

-2

— Сколько времени вы отводите занятию краеведением?

— Это моё хобби. После ухода на пенсию с 2006 года всё свободное и несвободное время посвящаю этому.

— Кто из историков, краеведов был для вас примером, авторитетом?

— Муза Ильинична Емельянова — краевед, исследователь, экскурсовод. Зинаида Васильевна Овечкина — сотрудник Старорусской центральной городской библиотеки имени Фёдора Михайловича Достоевского, краевед, которая в 2006 году привлекла меня к изучению документов в архивах Великого Новгорода. А самое главное — труды исследователя Марка Ивановича Полянского.

Старая Русса. Общий вид города в начале ХХ века. «Старая Русса на старой открытке. Из коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника».
Старая Русса. Общий вид города в начале ХХ века. «Старая Русса на старой открытке. Из коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника».

— С какими источниками вы работаете? Где ищете информацию, материалы?

— Основной источник — документы архивов Санкт-Петербурга (РГИА, ЦГИА СПб, ЦГА СПб и другие), Великого Новгорода (ГАНО, ГАНИНО), городов Пскова, Старой Руссы. А также источники Новгородской областной универсальной научной библиотеки, научной библиотеки Новгородского объединённого музея-заповедника, Старорусской библиотеки. Последние два года использую интернет-источники. Но самое главное — первоисточники, которые можно держать в руках, окунуться в те далёкие времена и научиться их читать.

— Какие открытия в вашей работе вы считаете наиболее интересными? Можете ли вы назвать самое важное ваше исследование?

— Все мои исследования после публикаций считаю интересными и главными. Это книги «Чугунка, которой нет», «Ходил по городу трамвай», «Старорусское городское самоуправление». На днях выйдет «Почётное гражданство в Старой Руссе». А также многочисленные статьи в газетах, связанные с историей Старорусского края.

-4

— Были ли переломные моменты в работе? Например, когда вы увлекались совершенно другой темой, занялись изучением нового направления?

— Основное моё исследование — это железнодорожная тема. Не зря первое моё исследование — книга «Чугунка, которой нет» о железной дороге Новгород — Старая Русса. После её выпуска и до этого я собирал архивные документы о Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге (МВРЖД) линии Бологое — Старая Русса — Псков. Собрано огромное количество архивного материала, но отвлекаюсь на интересные, ранее неизвестные факты, связанные со Старой Руссой, её жителями. Работая над железнодорожной темой, нахожу материал об участии руководства МВРЖД в строительстве трамвая. Интересно!

Результат — книга «Ходил по городу трамвай». Когда я работал над этой темой, меня заинтересовали материалы о городском самоуправлении и городских головах. Результат — книга «Старорусское городское самоуправление». Во время работы над этой темой меня заинтересовали люди, имеющие почётные звания. В городе по этой теме много неточностей. Результат — книга «Почётное гражданство в Старой Руссе». Находились интересные архивные документы, связанные со Старой Руссой. Результаты — статьи в СМИ.

Старая Русса. Вокзал. 1913 год. Железнодорожное сообщение Старая Русса — Новгород было открыто в 1878 году. В конце XIX века проложили новые пути, связывающие Руссу с городами Псков и Бологое. «Старая Русса на старой открытке. Из коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника».
Старая Русса. Вокзал. 1913 год. Железнодорожное сообщение Старая Русса — Новгород было открыто в 1878 году. В конце XIX века проложили новые пути, связывающие Руссу с городами Псков и Бологое. «Старая Русса на старой открытке. Из коллекции Новгородского государственного объединённого музея-заповедника».

— Над чем вы работаете сейчас? Что входит в круг ваших интересов?

— Формирование материала для книги «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. Линия Бологое — Старая Русса — Псков». Ежедневная работа — это краеведение: руководство «Краеведческим объединением «Руса», проведение мероприятий, выпуск журнала «Краеведческий альманах «Руса». Большую помощь в подготовке альманаха оказывают редактор и корректор Алла Кирилловна Титова, верстальщик Ольга Васильевна Прокофьева. Надеюсь, что в апреле начну работать над книгой о железной дороге.

Недавно прошла презентация нового выпуска краеведческого альманаха «Руса». В выпуске №6 опубликована статья Анатолия Василькова «Охрана правопорядка на станции Старая Русса».
Недавно прошла презентация нового выпуска краеведческого альманаха «Руса». В выпуске №6 опубликована статья Анатолия Василькова «Охрана правопорядка на станции Старая Русса».

— Какие проекты вам хотелось бы реализовать?

— Хочу поставить точку и закончить книгу «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. Линия Бологое — Старая Русса — Псков».

Мечта, но пока несбыточная — это объединить краеведов Старой Руссы для единой цели: сообща работать над изучением истории родного края и доводить информацию до населения и гостей города. У нас много коллективов работает в этом направлении: музеи, школы, библиотеки, — но они разрознены.

— Есть ли в Старой Руссе сообщество краеведов?

— Есть. Основные наши сотоварищи — это Центральная городская библиотека им. Ф. М. Достоевского, киноклуб «КраеведЪ», Старорусский краеведческий музей и Музей Северо-Западного фронта. Мы обсуждаем темы, связанные с историей родного края.

Старая Русса в начале ХХ века. Изображение из комплекта открыток Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
Старая Русса в начале ХХ века. Изображение из комплекта открыток Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

— С какими проблемами сталкиваются исследователи и краеведческое сообщество в целом?

— Малочисленность, отсутствие должного внимания и поддержки со стороны администрации муниципального района, полное отсутствие контактов с депутатским корпусом. Спасибо руководству ЦК «Русич» за внимательное, товарищеское взаимодействие. В Новгородской области отсутствует центр по координации работы краеведческих организаций.

— Какие перспективы у краеведения, на ваш взгляд?

— К сожалению, не радостные. Хотелось бы, чтобы краеведческое движение расширялось, чтобы в нём активнее участвовало молодое и среднее поколение.

— На какие темы стоило бы обратить внимание?

— На изучение «Роли личности в истории края», «О людях края», «История и люди деревни», «История исчезнувших предприятий» и другие. Хотелось бы, чтобы администрация занялась объединением усилий по изучению интересной краеведческой и исторической Залучской зоны, создала Залучский туристический «кластер». Эта зона связана с такими известными людьми, как композитор С. В. Рахманинов, аэролог М. М. Поморцев, исследователь, путешественник, друг Пржевальского П. К. Козлов, скульптор, Президент Академии художеств СССР Н. В. Томский и другие.

#история #старая русса #исследования #краеведение #краеведы #библиотеки #книги #литература