Найти тему

Ново-Иерусалимский монастырь — шедевр русской архитектуры XVII века

Место, где расположен этот памятник культуры, получил название Русская Палестина. По замыслу патриарха Никона, она должна была отражать архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. Здесь, в Подмосковье, были воссозданы евангельские святыни, связанные с земной жизнью, смертью и воскресением Спасителя, т.е. с Новым Заветом.

Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». 1660-х гг. Фрагмент. Из собрания Музея «Новый Иерусалим»
Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». 1660-х гг. Фрагмент. Из собрания Музея «Новый Иерусалим»

Почему же были выбраны земли, где сейчас расположился современный город Истра?

Вид на Ново-Иерусалимский монастырь
Вид на Ново-Иерусалимский монастырь

Материальной основой для перенесения христианских Святых Мест в Россию стали приобретенные патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича обширные земли в Подмосковье в среднем течении Истры. Холмистая местность как нельзя лучше соответствовала сакральному ландшафту ближневосточной Палестины, как о нем рассказывали паломники или письменные свидетельства.

Интересен тот факт, что уже при патриархе Никоне на территории Русской Палестины начались переименования. Реку, делающую в этом месте крутую излучину, назвали Иорданом, холм с монастырем – Сионом, холм к востоку от него – Элеоном, а к северу, за рекой – Фавором. На Елеонском холме, исполнявшем по отношению к монастырю роль поклонной горы, установили крест, символически обозначивший место Вознесения Спасителя.

С самого начала Новый Иерусалим строился как своего рода мемориал: по единому плану, с подчеркнутым центром – Воскресенским собором, к которому устремлено все окружающее, ради которого преображается ландшафт и меняются названия.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

Главным пунктом проекта на Истре стало строительство Воскресенского собора, сооружаемого патриархом Никоном по плану и обмерам главной святыни христианского мира –  иерусалимского храма Гроба Господня, чья история восходит к IV веку – ко времени римского императора Константина Великого.