Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, учета и экономической безопасности ВолГУ Маргарита Шамильевна Иризепова реализовала свой проект социального предпринимательства, открыв коворкинг «ITeam», в котором дети становятся настоящими программистами.
– Как возникла идея создания умного пространства по обучению детей информационным технологиям?
– Идея проекта уходит своими корнями в мои школьные годы. Для меня ВолГУ не просто родной вуз, в 1988 году я поступила в физико-математическую школу-интернат при ВолГУ, где училась 10 и 11 класс, после чего обучалась на физическом факультете и параллельно заочно на экономическом факультете. Поэтому считаю, что мой стаж в ВолГУ более 30 лет. Так вот, именно модель общения педагогов и учеников, которой были пронизаны годы учебы в интернате под руководством доцента ВолГУ, известного педагога-математика Копылова Георгия Николаевича, наша сплоченность и любовь к математике натолкнули меня на мысль создать подобную команду единомышленников среди современных детей. Я, преподавая математические дисциплины для студентов-экономистов, по складу мышления остаюсь математиком. Это душевное состояние сформировало внутренний посыл и желание осуществить идею проекта «ITeam».
– Как можно с нуля создать социальный проект?
– Во-первых, должна быть идея, которая принесет социальную пользу обществу в той или иной сфере. Во-вторых, нужен бизнес-план и финансовые ресурсы. Необходимо также оформить организационно – правовую форму проекта и зарегистрировать его. Социальный проект может существовать и развиваться и без присвоения ему данного статуса государством, но если вы сможете доказать, что проект является действительно социальным, есть возможность попасть в федеральный реестр социальных предприятий, что мне удалось во второй год работы нашего коворкинга (в тот год от области было представлено 44 организации, на следующий – более 80). Попав в этот реестр, мы получили от государства различную помощь: оплата регистрации товарного знака и рекламы на радио, разработка подрядчиками брендбука, баннеров, буклетов, участие в выставке, обучение сотрудников, видеоролик. А в прошлом году государством была оказана уже более существенная поддержка в виде финансового гранта: нам дали почти полмиллиона рублей на закупку новых компьютеров. Но поддержку нам оказали на правах софинансирования – мы должны были вложить столько же своих денег. У нас этих денег не было…
– И как Вы вышли из положения?
– Нам дал деньги в виде трехлетнего беспроцентного займа Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основателем которого является Вагит Алекперов. Он поддержал в прошлом году 8 проектов по России, и наш проект вошел в это число. Поддержка фонда – возвратная, график возврата средств составили под наши возможности. Мы очень благодарны фонду за поддержку.
– Что из себя представляет ваш коворкинг?
– Интерактивный коворкинг – это пространство для развития детей, увлеченных IT-технологиями и программированием. Вначале он появился как школа программирования с традиционными занятиями в классе в малых группах, когда ребята из разных школ Волгограда приезжали на обучение по выходным и осваивали азы программирования и олимпиадной математики. Пандемия повлияла на появление онлайн-формата в обучении, так у нас появились ученики из Волгоградской области, других регионов нашей Родины, и даже есть ученик из Германии, поэтому мы можем по праву считаться международным проектом. Сейчас ребята изучают не только современные языки программирования и олимпиадную математику, но и компьютерную грамотность, цифровой дизайн, математику, физику, и IT-английский язык (это наш авторский курс). Мы развиваем способности по решению нетрадиционных математических задач. И уже есть хорошие показатели – один наш парень прошел в прошлом году отбор в математическую смену в «Сириус», и участвовал в математической смене Всероссийского лагеря «Орленок». Наши ребята участвуют в олимпиадах и турнирах по математике и программированию, мы приглашаем программистов практиков к себе в гости, а также сами выезжаем на экскурсии, несколько раз были в лабораториях нашего университета, музее, библиотеке и главном корпусе. Посидели за партами в главной аудитории университета, прогулялись по ректорскому балкону, пообедали в студенческой столовой, что, кстати, произвело большое впечатление на ребят, им очень понравились студенческие котлетки! Согласитесь, не всегда есть такая возможность у волгоградских ребят. Большое спасибо нашему ректорату, что идут нам навстречу и разрешают совсем еще юным абитуриентам (многим не было и семи лет) знакомиться с университетом. Основа нашего коворкинга – это, конечно, не только наши ученики, но и педагоги. Коллектив у нас молодой, прогрессивный, сплоченный – это педагоги, выпускники или студенты-старшекурсники вузов нашего города, в основном педагогического университета, конечно и из ВолГУ, увлеченные своим делом и любящие детей. По большому счету, у нас нет педагогов, это наставники-друзья ребят, их помощники в изучении IT-дисциплин. И наши подходы в обучении, и методики дают очень хорошие результаты, обратная связь от родителей тому подтверждение. И вообще, у нас часто «обнимашки» в классах. Родители нам так и говорят: «Вы – наша семья». И, конечно, родители – это наша главная опора, если бы не они, наш проект не состоялся бы и не смог существовать, потому что обучение у нас платное. Поддержка мам и пап наших девчонок и мальчишек – это главная движущая сила, и моральная, и материальная. Я очень им благодарна за доверие и такое участие в нашем развитии.
– Почему коворкинг, а не обычная школа?
– Здесь особая среда, дети приходят сюда общаться, насыщаться знанием и опытом, обменом друг с другом и преподавателями, здесь все – друзья. К нам приходят опытные программисты, которые рассказывают о своей работе. У нас ребенок, развиваясь, понимает, зачем он здесь, что ему нужно, то есть он уже сейчас ставит себе цели и понимание как их достичь. Нашим ребятам очень повезло. Девиз «ITeam» – твой путь к успеху!» – Работодатели интересуются успехами Ваших воспитанников? – Конечно! К нашим ребятам несколько раз приходил team-лидер, программист уровня сеньор (он руководит командой программистов, ставит ей задачи). Он посмотрел систему наших программ и отметил их логику и наполнение. Небольшое тестирование наших старших учеников показало большие навыки и знания в программировании, что даже вначале очень удивило его. Открыв сайт фриланса, он показал нашим ребятам уровень задач, востребованных на рынке. И каково же было удивление у наших учеников, что многие из заданий они могут выполнить уже сейчас, заработав немалые деньги, хотя некоторым из них нет и 13-ти лет!
– Сколько у вас учеников?
– Сейчас программированием у нас занимается примерно 165 учеников. Это цифра плавающая, так как есть всегда движение. С учетом компьютерной грамотности, английского, математики и физики у нас примерно 200 человек. Я очень горжусь своими учениками, потому что они обладают многими знаниями, что их очень сильно отличает от сверстников.
– Сталкивались ли Вы с проблемой игромании?
– Да. Но у нас игроманы исправляются. Бывают очень сложные случаи, нам приходится много времени уделять таким ребятам. У них случаются вначале и истерики, и срывы, но потом все решается благополучно. Зависимые от игр ребята понимают, если отвлекаться на игры, они не достигнут успеха. Для них стало важно общественное мнение. Даже дома, включая компьютер, они уже не играют, а создают свою собственную игру, пишут код программы. И это наша общая с родителями победа, это шаг в успешное будущее.
– По факту Вы растите будущих студентов ВолГУ?
– Мы растим будущих студентов, в том числе и ВолГУ, конечно! Наши ученики не обязательно будут программистами. Кто-то станет инженером, кто-то врачом, учителем, экономистом, физиком… Сегодня все специальности требуют знаний в области IT-технологий. Каждый год мы с ребятами приходим на экскурсию в университет на математическое и IT-направления. Спасибо огромное профессорско-преподавательскому составу, студентам и аспирантам, что посвящают свои выходные нашим ученикам, выходят в лаборатории и знакомят их с миром науки. Я часто слышала от наших учеников после таких экскурсий: «А что надо, чтобы учиться в университете?», ответ мой один: «Учиться». Вы сами знаете, в наш красивый университет нельзя не влюбиться, это Храм Науки большой, светлый, пронизанный духом академичности!
– В чем отличие социального предпринимателя от обычного?
– Социальное предпринимательство как бизнес приносит доход, которого едва ли хватает, чтобы обеспечить или восполнить затраты проекта. Любой проект должен быть финансово устойчивым, прибыль должна быть в таком размере, чтобы предприятие могло развиваться. Сегодня, как правило, разницы между выручкой и затратами социального предприятия не хватает даже на покрытие амортизации, если говорить на языке финансового или бухгалтерского учета. О прибыли в общепринятом смысле нет и речи, а значит, и нет не только средств для развития и инвестиций, но и минимальной подушки безопасности, финансового резерва. Сейчас благодаря социальным грантам мы купили новые компьютеры, но я понимаю, что они через недолгий срок устареют, и нам понадобится вновь их обновление. Социальному проекту очень сложно, а иногда невозможно существовать без поддержки, в том числе государства. Если мы решаем социальные задачи, которые важны для общества, то нужно искать возможности различной помощи. Это необязательно финансовая поддержка в виде грантов или субсидий. Налоговые льготы, бесплатная аренда, компенсация затрат на коммунальные услуги, рекламу и т.д., – социальный предприниматель с радостью примет любой вид помощи от государства и взамен даст обществу в сто раз больше.
Социальное предпринимательство – это не про «заработать много денег», это про идею, про высокую цель. Если говорить про наш коворкинг, то мы помогаем растить деток умными, целеустремленными, что впоследствии даст нашему региону и стране достойных специалистов и ученых. Поэтому мы водной системе с нашими вузами, мы их помощники. Говорить о количественных показателях еще рано, потому что мы еще только в начале своего пути, но я верю, что все наши старания и любовь к делу не напрасны.
Ольга Редкозубова