Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#1.4Самые первые#4.Адмирал из сухопутного города

Оглавление

Самые первые

Адмирал из сухопутного города

Небольшой Владимир, лежащий далеко от моря, - родной город знаме­нитого мореплавателя и выдающегося флотовод­ца, адмирала Михаила Петровича Лазарева.

Имя адмирала Михаила Лазарева — первоот­крывателя Антарктиды, первого в русском фло­те офицера, совершивше­го три кругосветных пла­вания на парусном судне, героя Наваринского сра­жения, — давно стало гор­достью России.

Несмотря на скромный вид, Михаил Лазарев был настоящим «морским волком»
Несмотря на скромный вид, Михаил Лазарев был настоящим «морским волком»

Мечта о море

В метрической кни­ге Знаменской церкви го­рода Владимира за 1788 год записано: «В ноябре 3 числа (по старому стилю. - Прим, авт.) у Влади­мирского наместнического правителя, правящего губернскую долж­ность статского советника, генерал-поручика и кавалера Петра Гав­риловича Лазарева родился сын Михаил».
После неожиданной смерти отца императорским указом от 25 ян­варя 1800 года Михаил и его братья Андрей и Алексей были приняты в петербургский Морской кадетский корпус.
С первых дней учебы Михаил Лазарев проявлял незаурядные спо­собности в изучении морского дела. В возрасте 14 лет он был произведен в гардемарины, в 1805-м Лазареву присвоили первый офи­церский чин — мичмана. Вскоре он был направлен волонтером в Англию для прохождения морской практики до 1808 года. Назначен­ный на корабль «Благодать» молодой офицер участвовал в Русско-шведской войне. В 1811 году Лазарев стал лейтенантом, а за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.
Молодому лейтенанту поручили ответственное дело — командо­вать кораблем «Суворов» Российско-Американской компании, отправля-ющимся в кругосветное плавание к берегам Русской Амери­ки. Организаторы похода, узнав о возрасте командира, высказали сомнение: не молод ли, в 24 года? Но бывший моряк, генерал Ле­онтий Спафарьев ответил коротко: «Молод годами, да наторел дела­ми». На счету у Лазарева уже было 12 кампаний.
9 октября 1813 года «Суворов» вышел с Кронштадтского рейда. Обогнув Африку и выдержав сильный шторм, корабль вышел в Ти­хий океан. 28 сентября 1814 года, всматриваясь в морскую даль, Ла­зарев увидел среди океана пять небольших, поросших кустарником островов, которые назвал островами Суворова. Это было его первое открытие.
17 ноября 1814 года, пройдя через многие опасности, «Суворов» бросил якорь в гавани острова Ситка у Ново-Архангельска — столи­цы русских владений в Америке. Освободившись от грузов и при­няв меха, Лазарев отправился домой вокруг Америки. 15 июля 1816 года корабль благополучно вернулся в Кронштадт. Трехлетнее кру­госветное плавание принесло Лазареву репутацию способного и от­ветственного офицера.

Супруга адмирала - Екатерина Тимофеевна Лазарева, дочь архангельского вице- губернатора
Супруга адмирала - Екатерина Тимофеевна Лазарева, дочь архангельского вице- губернатора

Южный континент

В феврале 1819 года император Александр I подписал указание Адмиралтейству о подготовке к плаванию экспедиции для поисков таинственной земли у Южного полюса. Адмиралтейский департа­мент определил для антарктической экспедиции шлюп «Восток» и транспорт «Ладога». Начальником экспедиции и командиром «Вос­тока» назначался опытный мореплаватель, капитан I ранга Макар Ратманов. Командиром транспорта «Ладога», затем переименован­ного в шлюп «Мирный», был назначен лейтенант Михаил Лазарев.
В связи с тяжелым за­болеванием Ратманова Лазарев принял на себя руководство всеми под­готовительными рабо­тами. Он мог бы и воз­главить экспедицию, но высшее начальство счи­тало его слишком моло­дым. Командиром шлюпа «Восток» и начальником экспедиции был назначен капитан II ранга Фаддей Беллинсгаузен.
4 июля 1819 года ко­рабли отправились к вы­ходу из Финского залива в открытое море. Миновав Центральную Атлантику, экспедиция приблизи­лась к южным полярным широтам. Трудности похода с каждым днем возрастали. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане.
В середине января 1820 года русские корабли впервые пересек­ли Южный полярный круг. А 16 января в районе нынешнего Бере­га Принцессы Марты открыли таинственный южный материк. Этот знаменательный день вошел в историю как день открытия Антар­ктиды! 8 мая 1820 года корабли вышли в тропическую часть Тихо­го океана, где в северной части архипелага Туамоту открыли группу островов Россиян. В январе суда вновь направились в Антарктику, на сей раз в Западное полушарие.
17 января 1821 года, осматривая в подзорную трубу окрестности, Лазарев увидел, как над бескрайними снежными просторами воз­вышался скалистый берег с цепочкой гор. Берег был назвал именем Александра I, а самому высокому пику присвоено имя Георгия По­бедоносца. Таким образом, во время своих двух плаваний Беллин­сгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего мате­рика.
Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. На следующий день корабли «Восток» и «Мирный» принимали многочисленных паломников. Посетил мореплавателей и император Александр I.
За время кругосветного плавания, помимо Антарктиды, было от­крыто 29 неизвестных островов, названных именами русских полко­водцев и мореплавателей. За научный подвиг лейтенанта Лазарева через чин произвели в капитаны II ранга.

Карта плавания Михаила Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813-1815 годах
Карта плавания Михаила Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813-1815 годах

Талант командира

8 марта 1822 года Николай I повелел направить к берегам Аляски для охраны русских владений в Америке фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование 36-пушечным фрегатом возлагалось на Михаила Лазарева. В августе небольшая эскадра под командовани­ем Лазарева покинула Кронштадт. Почти целый год фрегат «Крей­сер» находился в прибрежных водах Русской Америки и нес сторо­жевую службу, а затем сдал свой пост прибывшему из России шлюпу «Предприятие» и отправился в обратное плавание.
Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как разы­грался ураган. Корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан- Франциско, а выдержал шторм в открытом море, обогнул с юга Американский материк и 5 августа 1825 года прибыл в Кронштадт. Труднейшее плавание было успешно завершено. За образцовое вы­полнение задания, значительный вклад в географию, гидрологию и метеорологию Лазарев был награжден орденом Святого Владимира III степени и произведен в капитаны I ранга.
В феврале 1826 года Лазарева назначили командиром строивше­гося в Архангельске линейного корабля «Азов». Во время строитель­ства изобретательный командир сделал немало усовершенствова­ний. В результате специальной комиссией Морского министерства «Азо*» был признан лучшим кораблем России и объявлен образцом для кораблестроения.
В 1827 году, будучи начальником штаба русской эскадры на Сре­диземном море, Лазарев принял участие в Наваринском морском снаряжении. В ходе него «Азо*» уничтожил пять турецких судов, в том числе и фрегат главнокомандующего турецкой эскадрой.
Объединенный турецко-египетский флот был разгромлен.
Участник того сражения лейтенант Павел Нахимов, находивший­ся на «Азо**», писал о своем командире: «Нужно было на него смо­треть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладно­кровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана». За героическое участие в Наваринском сраже­нии Михаил Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден английским орденом Бани, французским орденом Святого Людови­ка, греческим командирским крестом ордена Спасителя.
В ходе Русско-турецкой войны у флотоводца проявился талант дипломата. Именно благодаря ему был подписан договор, благо­приятный для России. В 1834 году Лазарева произвели в вице-адми­ралы, а также назначили главным командиром Черноморского фло­та и военным губернатором Севастополя и Николаева.
Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. После проведенного Лазаревым в 1834 году пе­ревооружения Черноморский флот был признан лучшим парусным флотом в мире!
Организаторские способности и флотоводческое искусство Лаза­рева проявились и в проведении морских десантных операций. Один из крупнейших десантов Кавказской войны у Субаши был запечат­лен на полотне тогда еще начинающим художником-маринистом Иваном Айвазовским, с которым Лазарев был близко знаком, часто брал его в плавание и всячески поощрял его талант.
За выдающиеся заслуги в развитии флота 10 октября 1843 года Михаила Лазарева произвели в полные адмиралы и наградили орде­ном Святого Владимира I степени.
Скончался Лазарев 11 апреля 1851 года в Вене, куда он отправил­ся на лечение. Тело адмирала на пароходе «Владимир» было достав­лено для погребения в город Севастополь.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ