Найти в Дзене
Глазами инженера

Текстильная история Ивана Николаева

Вся карьера архитектора Ивана Николаева оказалась связана с текстильной промышленностью. Он строил для отрасли и фабричные здания, и жилье, создавая сквозные образы и взаимообогащая разные по функции типы архитектуры.

Иван Николаев, в отличие от архитекторов старшего поколения (братьев Весниных, Щусева или Фомина), не имел дореволюционного опыта в профессии. В силу молодости он был одним из тех, кто начинал карьеру уже в новой стране, решительно отказавшейся от принятой эстетики и традиций. Перед начинающими архитекторами стояла задача создать принципиально иную архитектуру, которая поможет сформировать нового человека, строителя коммунизма.

Иван Николаев
Иван Николаев

Во время учебы в МВТУ Иван Николаев выбрал специализацию – проектирование фабрик и заводов. После окончания университета он стал одним из основоположников новой промышленной архитектуры. Начинающим архитекторам помогал опытный зодчий и инженер Александр Кузнецов.

Фабрика «Красная Талка» в Иванове

С 1925 по 1934 годы Николаев активно проектировал здания для текстильной промышленности. Интерес к этому профилю заметен еще в его дипломной работе в МВТУ – «Текстильная фабрика». А когда стране потребовались новые кадры и для их подготовки был создан Московский текстильный институт, Ивана Николаева с его товарищем Анатолием Фисенко закономерно привлекли к проектированию объектов этого учебного заведения.

В 1927 году в Иваново-Вознесенске (сегодня – просто Иваново) по проекту Николаева был построен прядильный корпус фабрики «Красная Талка». В основу лег дипломный проект архитектора.

Фабрика состоит из двух двухэтажных корпусов, соединенных переходом. На первом этаже размещались отделы, где сырье готовили к обработке, на втором – сновальные и мотальные машины.

Прядильный цех «Красной Талки» (1970-1990). Фото pastvu.com
Прядильный цех «Красной Талки» (1970-1990). Фото pastvu.com

Здание имеет железобетонный каркас. Для максимальной освещенности цехов применено ленточное остекление, а также по коньку вдоль всего корпуса идет шедовый фонарь. Рациональное использование объемов позволило по-новому организовать и сам производственный процесс, положив начало новому типу фабричных пространств.

Мозаичное панно 1970-х
Мозаичное панно 1970-х

В 1970-х годах на фасаде прядильного корпуса было установлено мозаичное панно «Герои революции» Константина Фролова.

Жилой квартал «Преображенское»

Впервые поработать в сфере жилищного строительства Николаеву довелось в 1927-1929 годах. Так как к тому времени он уже специализировался на текстильной промышленности, ему доверили построить городок для работников профильных фабрик в районе Преображенское на востоке Москвы.

Район Преображенское (1930-1939). Фото pastvu.com
Район Преображенское (1930-1939). Фото pastvu.com

Изначально проект предполагал возведение десяти жилых домов, но в итоге построили только шесть. Основа застройки – два симметрично стоящих дома сложной формы, мощными полуротондами выходящих на улицу Преображенский Вал. Дома более простой формы расположены по внешнему периметру участка, веерообразного по форме. Вместе они образуют систему замкнутых дворов. Корпуса лишены декоративных излишеств, оштукатурены и покрашены. В основном используются прямые линии, но угловые секции двух главных корпусов закруглены, образуя параболы.

Западная часть района Преображенское (1933). Фото pastvu.com
Западная часть района Преображенское (1933). Фото pastvu.com

Интересно, что планировка квартала сделана с учетом исторического контекста. Два длинных корпуса фланкируют внутренний бульвар, направленный в сторону башни и стен Никольского единоверческого монастыря. Вторая ось квартала ориентирована на колокольню монастыря. С южной стороны квартала, поверх бомбоубежища, был разбит парк, спускавшийся к речке Хапиловке.

-7

Кстати, жизнь квартала, нравы и быт его жителей описаны в книге писателя Валерия Осипова «Я ищу детство».

Дом-коммуна на Орджоникидзе

В 1929 году Текстильстрою было поручено строительство четырех комплексов студенческих общежитий на 10 тысяч человек. По согласованию с самими студентами один из комплексов решили сделать экспериментальным, опробовав на нем формат дома-коммуны. Разработку проекта поручили Ивану Николаеву.

Вид на комплекс сверху. Фото perfect-space.ru
Вид на комплекс сверху. Фото perfect-space.ru

Архитектор спроектировал общежитие текстильного института так, чтобы все его жильцы двигались по строго заданным траекториям. В зависимости от функции комплекс разделен на три корпуса: жилой, санитарный и учебный.

Широкие коридоры и общий балкон отводились под утреннюю зарядку. Вместо комнат были оборудованы спальные кабины – помещения площадью 2,7*2,3 метра, рассчитанные на двух человек. Предполагалось, что в них студенты будут только спать, а днем доступ туда будет закрыт. Личные вещи надлежало хранить в санитарном корпусе, а заниматься – в учебном.

Санитарный корпус с общими балконами (переоборудован в жилой)
Санитарный корпус с общими балконами (переоборудован в жилой)

При этом дом-коммуна – это еще и наглядная демонстрация принципов современной архитектуры, сформулированных Ле Корбюзье. Здесь собраны все пять: свободная планировка, свободный фасад, ножки-опоры, плоская кровля, ленточное остекление.

Шедовые фонари-гребенки в учебном корпусе пришли из промышленной архитектуры
Шедовые фонари-гребенки в учебном корпусе пришли из промышленной архитектуры

К слову, в здании по максимуму используется естественное освещение: над актовым залом – световой фонарь, над библиотекой и чертежными комнатами – шедовые фонари, обращенные на север, чтобы в помещения попадал рассеянный, а не слепящий свет.

В 1968 году общежитие текстильного института на Орджоникидзе передали институту стали и сплавов, сегодня тут живут аспиранты МИСиС.

Текстильная фабрика в Кайсери (Турция)

Во время строительства дома-коммуны Николаева едва не арестовали: была попытка обвинить его в неоправданном перерасходе стали. Но все обошлось, и в 1932 году он даже получил заказ на проектирование крупного текстильного комбината в Турции.

Текстильная фабрика в Кайсери
Текстильная фабрика в Кайсери

Во время заграничной командировки Николаев понял, что хочет использовать в проекте местные национальные традиции. Так, к зданию конторы был добавлен пирамидальный стеклянный фонарь. В целом же комбинат в Кайсери выполнен в привычной для Николаева конструктивистской стилистике.

В организации освещения прядильно-ткацкого корпуса можно увидеть тот же прием, что и в доме-коммуне. Это гребенка шедовых фонарей, через которые в цеха попадал рассеянный свет.

* * *

Если вы хотите узнать подробнее, как устроен дом-коммуна на Орджоникидзе, это можно сделать на нашей экскурсии «Машина для жилья».

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, TikTok.