Во время мартовской поездки на Байкал центральным событием наших мини-каникул стал выезд на остров Ольхон. Именно здесь можно увидеть зимнее озеро во всей красе и самое главное - полюбоваться байкальским льдом - прозрачным под ногами и удивительно красивым на скалах. Расскажу о дороге на остров.
Главное: поездку на Ольхон легко организовать самому. Не спешите покупать готовые туры! Цены на них, порой, существенно завышены, а получите Вы то же самое, что и в самостоятельном путешествии.
На чём ехать?
Добраться до Иркутска можно на самолёте или на поезде. Выбирайте, что вам по душе и по карману, покупайте билет в приложении или на сайте авиакомпании или РЖД - и в путь.
От Иркутска до Хужира (это посёлок на Ольхоне, где останавливается большая часть туристов) - ещё почти 300 километров. Мы рассматривали разные варианты, как их преодолеть.
Вариант 1. Взять машину в аренду
Найти автомобиль в аренду в Иркутске несложно: авито, дром, список рентных контор в Яндексе. На начало марта цены были около 2200-2500 рублей за день.
Мы этот вариант отмели: ездить самостоятельно по льду вне официальной переправы я была не готова, а в этом случае машина целые сутки просто стояла бы без дела. Решили, что нет смысла платить.
Вариант 2. Поехать на такси
Самый дорогой и самый комфортный вариант. Поездка в одну сторону - около 5000 рублей. Если ехать вчетвером и платить в складчину - получится почти столько же, как на маршрутке. Но нас двое, и кошелёк у нас один на двоих, так что отказались от этого варианта из-за дороговизны.
Вариант 3. Маршрутка
Самый популярный и самый бюджетный. Региональные маршрутки отходят от Центрального рынка в Иркутске. Зачастую опознавательных табличек на них нет: подходите к водителям и спрашиваете, которая до Хужира. Билет стоит 1200 рублей. Мы бронировали место заранее.
Некоторые нюансы поездки - будьте готовы к неожиданностям
Нам хозяйка гостевого дома, где мы останавливались, заранее сбросила телефон водителя. Дней за десять до поездки мы ему позвонили (дозвонились не сразу, лучше набирать вечером), всё обсудили: сколько нас будет, в какой день поедем. Сказали, где будем жить в Иркутске - нас забрали от дома, без всяких доплат. Правда, мы всё равно поехали к рынку, ждали там ещё минут двадцать других пассажиров. Но зато заняли более удобные места.
На острове мы жили не в самом Хужире, а в нескольких километрах от посёлка. Нас подвезли прямо к гостевому дому - очень удобно!
На обратном пути тоже забрали от гостевого дома, а высадили всё у того же рынка в Иркутске.
В целом, за одну и ту же стоимость мы получили два разных опыта: поездка на остров оказалась более комфортной, чем путь обратно.
Забронировать конкретное место заранее нельзя. По пути туда мы сидели рядом, по пути обратно нас забирали последними, двух мест рядом не оказалось. Это не слишком существенный недостаток. Но были и другие.
В первом случае музыка у водителя играла довольно тихо, во втором колонки были в салоне, так что пришлось слушать дурацкое радио. Советую заранее скачать любимую музыку в телефон (местами на маршруте интернета нет) и захватить наушники.
Самый большой недостаток: во многих маршрутках, по сути, не предусмотрено место для багажа. У нас был небольшой чемодан. В разговоре по телефону водитель предложил нам оставить его в Иркутске, в хостеле, где мы планировали остановиться после возвращения с Ольхона. В принципе, конечно, вариант. Но нам он был неудобен.
Многие, действительно, ездят только с рюкзаками. Но я не люблю ездить с битком набитой сумкой за плечами. И таких, как мы, тоже оказалось достаточно. В итоге по пути туда водитель поставил наш чемодан в передней части салона, где-то около себя. А на обратном пути он стоял на ступеньке перед дверью - никому не мешал, потому что дверь не работала! Чемоданы других пассажиров стояли в узком проходе между креслами.
И это, конечно, просто капец. Из-за поломки двери мы выехали из Хужира с опозданием минут на сорок. Заходили в салон и выходили - через переднюю дверь. В общем, всё это можно пережить, конечно, но в случае аварии заблокированная дверь и захламленный салон могут привести к непоправимым последствиям.
Из-за опоздания ехали без остановки, а это часа четыре без перерыва. Нам очень хотелось попасть поскорее в Иркутск, так что никто из пассажиров не возмущался. Но, думаю, для кого-то такой длинный переезд без возможности размяться и сходить в туалет будет не очень комфортным.
Красота вокруг
Зато пейзажи по дороге - восхитительные! Первая половина - равнина, открытое пространство до горизонта. Вторая - горы. Дорога то спускается, то поднимается. Мне даже захотелось в следующий раз всё-таки проехать её за рулём - с остановками на "полюбоваться".
Что касается качества дорожного полотна, насколько можно судить с пассажирского места в маршрутке, на участке от Иркутска до посёлка Сахюрта оно вполне достойное.
В начале марта ещё вовсю работает официальная ледовая переправа между материком и островом. После Сахюрты маршрутка выезжает на лёд. И тут многие, конечно, хватаются за телефоны - для большинства езда по льду необычна.
Но, как мы увидим позже, для местных - это привычное дело. Весь Байкал - словно широкая трасса. Машины и УАЗы-буханки снуют по нему туда-сюда с утра до вечера. Встречается и необычный транспорт: суда на воздушной подушке - хивусы и машины с огромными колёсами! Ездят по Байкалу и на лыжах, и на коньках, и на велосипедах. Пешком, конечно, тоже ходят.
После переправы остаётся ещё участок пути по острову до Хужира. Остров Ольхон - территория заповедника. Асфальтовых дорог здесь нет вообще! Ехать приходится по грунтовке, которая напоминает стиральную доску. Очень небыстро, очень тряско! Этот же путь можно проехать по льду, это было бы гораздо комфортнее, но, видимо, водители боятся штрафов, поскольку это уже не официальная переправа.
Мы выехали из Иркутска около 10 утра, а приехали на Ольхон в четвёртом часу. Немного передохнули и успели прогуляться к скале Шаманка - благо, в марте световой день уже более длинный.
В Иркутск вернулись примерно в это же время. Улетали мы на следующий день, так что ещё успели погулять по городу.
Резюме
Добраться до Ольхона легко: транспорта много, схема доставки туристов отработана. Да, порой поездка может быть не вполне комфортной, но ничего экстремального.
С учётом дальности переезда, закладывать на Ольхон нужно не меньше трёх дней - чтобы хотя бы один целиком провести на острове. На мой взгляд, в марте оптимально провести здесь два-три полных дня: за это время можно всё увидеть и отдохнуть от городской суеты.
Тем, кто всё-таки хочет ехать на машине: добраться до Хужира можно и на седане, хотя местами, конечно, дорога та ещё. Мне свою машину было бы жалко.
Много раз читала, как опасно выезжать на лёд без соответствующего опыта. В реальности - машин очень много на льду! Есть ли у всех водителей опыт? Сомневаюсь. В общем, думайте сами, решайте сами.
Если текст получился полезный и интересный, поставьте, пожалуйста, лайк. Для нас это важно!