С сегодняшнего фильм известного иранского кинематографиста Асгара Фархади «Герой» доступен на «Кинопоиске». Это драма о моральной дилемме человека, отмеченная Гран-при жюри в Каннах. Да и вообще, режиссер обласкан наградами. Казалось бы, можно переходить к просмотру…
Но все не так просто. Дело в том, что бывшая студентка Азаде Масихзаде подала в суд на Фархади, заявив, что он украл идею и концепцию ее документального фильма «Все победители, все проигравшие».
Фархади признался, что его фильм, где человек, находящийся в отпуске из тюрьмы должника, находит мешок с золотыми монетами и решает вернуть их законному владельцу, был основан на той же реальной истории, что и «Все победители всех проигравшие», которую Масихзаде разработала, будучи студенткой на документальном семинаре, преподаваемом режиссером.
Однако Фархади не отдает должное Масихзаде за ее идею, утверждая, что он независимо исследовал историю. Более того, именно Фархади первым подал в суд на Масихзаде за клевету. И только в ответ Масихзаде подала встречный иск, утверждая, что Фархади плагиат ее работы.
Суд в Тегеране признал Фархади виновным в нарушении авторских прав и в плагиате ключевых элементов документального фильма для своей картины без упоминания Масихзаде.
При этом следователь по делу отклонил жалобу Масихзаде, требующую долю доходов фильма в случае обвинительного приговора.
Постановление является обязательным и не может быть обжаловано, но второй судья теперь определит наказание Фархади, которое затем может быть оспорено в апелляционном суде.
Фархади могут заставить передать Масихзаде все доходы, полученные от показа фильма в кинотеатрах или в интернете, или посадить в тюрьму. На сегодняшний день фильм заработал около 2,5 млн долларов в кинотеатрах по всему миру.
Как, собственно говоря, ко всему эму относится? Я помню как один очень известный фотограф, лауреат World Press Photo, говорил мне: «Ты знаешь, я специально хожу на выставки молодых фотографов, чтобы подсмотреть там идеи. И потом то, что сделано плохо, я переснимаю так, чтобы это выглядело хорошо».
Можно ли считать это плагиатом? Я думаю, что, скорее всего, нет. Потому что фотографии на этих выставках, как правило, действительно плохие. А, кроме того, в фотографии очень важную роль играет не столько идея, сколько композиция – потому что именно она действует на подсознание зрителя.
То есть в фотоискусстве, в каком-то смысле, графическая композиция главенствует над смысловой. Но это фотография. Совсем другое дело кино. Здесь смысл уже не может уйти на второй план. И мне лично кажется, что иранский суд все-таки был прав, вынося свой обвинительный приговор.