ИИС моей супруги, открытый в ВТБ, в Марте "переехал" к брокеру Альфа-Банк. Такая мера стала необходима из-за невозможности ВТБ обслуживать своих клиентов в условиях санкций. Я не знаю по каким критериям ВТБ выбирал брокера для перевода своих клиентов, но у НАС выбора не было. Фактически, он конечно же был - для этого нужно было в течение суток успеть среагировать на уведомление о переводе к Альфе от ВТБ, направить письменное заявление на отказ об этом действии и в экстренном порядке искать варианты для миграции брокерских счетов самостоятельно. При этом не факт, что самостоятельно удалось бы решить вопрос вовремя, к тому же процедура перевода в этом случае могла быть платной. Поэтому пришлось соглашаться и ждать.
Спустя пару недель перенос ИИС завершился - теперь у нас новый ИИС у Альфы, а в приложении ВТБ ИИС пропал. Отмечу, что ИИС переехал полностью - как иностранные акции, купленные на СПБ-бирже, так и российские и иностранные акции, купленные на мосбирже, а также денежные средства. От Альфы пришел отчет о движении ценных бумаг, пока не проверял каждую его строчку, но беглый осмотр показал, что все ОК.
После того, как в приложении Альфы стали корректно отображаться все активы, я задался вопросом об условиях обслуживания в новой компании. ВТБ в своем письме писал, что условия обслуживания и тарифы будут по возможности максимально приближены к тем, что были у ВТБ. На деле все оказалось не так просто.
Начну с того, что узнать какой вообще тариф сейчас подключен в приложении Альфа-Инвестиции невозможно. Такой опцией там попросту нет. Наверное брокер считает, что после шедевральной рекламы в стиле "как поднять бабла?!", клиентам будет пофиг на тарифы и комиссии. Чтобы посмотреть текущий тариф, необходимо зайти в личный кабинет alfadirect на компьютере. Это я узнал после получасовой беседы с техподдержкой. Кстати, на замечание, что неплохо было бы в приложении видеть за что и в каком объеме платит клиент, они реагировали так, как будто это что-то сверхъестественное. Мол, ну на сайте же есть информация, можно найти...
Зайдя в личный кабинет с компьютера, я нашел то, что искал. В графе "Тарифный план" было написано "Мой онлайн". Чуть ниже есть заветная кнопочка "Подробнее о тарифном плане". Но не все так просто! Ссылка ведет на страничку с описанием всех действующих тарифов брокера, за исключением... моего тарифа "Мой онлайн". Если вы думаете, что это выглядит странно, как будто этого тарифа нет, то почти что так оно и есть.
Еще полчаса общения с техподдержкой (с переключениями на специалистов и ожиданиями), и мне сообщают, что есть другая, "правильная" ссылка на pdf документ, где есть вся информация по всем архивным тарифам брокера, где можно почитать и про "Мой онлайн". Ссылку оставлю в конце поста. Первая мысль - что всем "переехавшим" с ВТБ влепили какой-то специальный, архивный тариф. Что ж, тем интереснее, а что там за условия внутри...
Скачанный документ по ссылке настолько запутанный и непонятный, что черт в нем ногу сломит. Дело в том, что в нем представлено описание всех тарифов в обобщенном виде, в огромной таблице. Но слава небесам, оказывается, если написать в чат техподдержки и вежливо попросить у них отдельный документ с тарифным планом "Мой онлайн", то они любезно его предоставят. Такой вот веселый квест. Что ж, теперь к главному.
Вот сухие цифры:
👍🏻Комиссия по операциям купли/продажи ценных бумаг - 0.05%
👍🏻Комиссия по расчету операций с ценными бумагами - 0.01%
👌🏻 Комиссия за покупку/продажу валюты на мосбирже - не менее 1 руб.
🤯 Дополнительная комиссия за операции купли-продажи ценных бумаг на СПБ-бирже - 10 руб. в день за каждое ненулевое сальдо по ценной бумаге
Все выглядит так, как будто Альфа-Банк решил нажиться на новых клиентах "эмигрантах", вписав им тариф с завышенными тарифами при работе с валютными активами, заранее зная, что особого выбора у новых клиентов не будет, ведь эти иностранные активы и были причиной переезда от ВТБ. А чтобы новоиспеченные клиенты не сразу просекли в чем дело, брокер засунул описание тарифа как можно дальше от глаз.
Из хорошего - когда все устаканится и процесс переноса активов завершится, можно будет поменять тариф, как у всех обычных клиентов.
Небольшой апдейт
✅ Срок владения по перенесенным бумагам не обнуляется. Это радует, значит ЛДВ по ним будет работать как положено
✅ Пополнять ИИС можно будет с любой карточки или по реквизитам. Это первый банк, где так можно, во всех остальных меня просили открыть дебетовую карточку для пополнения/вывода средств
🤷♂️ Не совсем понятно, что будет с налоговым вычетом. Я подавал заявление у ВТБ по упрощенке, еще в феврале. Формально, не вижу никаких проблем, ведь на тот момент у меня был ИИС в ВТБ, пополнял я тоже именно его в 2021, все данные и отчеты по нему есть, опять же у ВТБ. Но в техподдержке Альфы мне так и не смогли дать точный ответ, и сказали, что есть ненулевая вероятность, что придется повторно подавать заявление на вычет уже у них.
Пишу больше и чаще в телеграм.