Найти тему
Сергей Цителошвили

Почему дорожают "отечественные" товары?


Продолжаем рубрику "Экономический ликбез"

В
прошлой заметке мы разобрались в том, почему, не взирая на "понижение" курса доллара, продолжили расти цены на импортный товар.

Сегодня попробуем понять, почему же дорожает "отечественная" продукция. Иными словами, с какой стати приходится выкладывать вдвое больше рублей за то, что произведено в России и из российских ингредиентов.

Рассмотрим все звенья цеочки на которых происходит это повышение:

Производство


Для примера возьмём хлебозавод. На нём трудится русский человек. Он печёт там русский хлеб из российской муки. И печка у него там для примера пусть тоже будет русской: из российского кирпича или, скажем, челябинского чугуна и стали (я, правда, с трудом себе такую печку могу на современном российском производстве представить, ну, допустим такое возможно).

Этот хлебопёк, по окончание смены садится в свой российский автомобиль Лада Калина и едет в свою советскую хрущёвку.

По дороге, в ней начинает барахлить движок. Он заезжает в магазин и выясняет, что его "российский" автомобиль на самом деле не такой уж и
российский, хотя бы потому что 70% комплектующих в нём, увы, импортные... И за комплект клапанов (которые он будет менять своими русскими руками), нужно выложить уже не десять, а ДВАДЦАТЬ тысяч рублей!

А дома у хлебопёка приболела дочурка. Она (дочурка), безусловно, сделана в России, то есть во всех смыслах "отечественная", но вот 80% лекарств, которые потребуются, чтобы поднять её на ноги, опять же импортные, и подорожали они, соответственно, тоже вдвое...

Дальше больше.

Жене нужны импортные моющие средств, шампуни, косметика, фен и сумка с "AliExpress", которая тоже приобретается за евро. И рублей за всё это нужно теперь отдать вдвое больше, не взирая ни на какие басни "Центробанка" про "доллар по восемьдесят".

Патриот-хлебопёк начинает убеждать супругу в том, что "наше хозяйственное мыло на самом деле ни чуть не хуже Schauma и Dove", что "нужно немного подождать: скоро возродится фабрика "Большевичка", которая сошьёт ей российское платье из российского хлопка" Но жена не унимается и ставит перед ним ультиматум: "Ваня либо ты начинаешь зарабатывать вдвое больше, либо я собираю детей и ухожу к твоему другу Витьке..."

И вот, возвращаясь на другой день на работу, российский хлебопёк осознаёт одну простую мысль:

"Чтобы как-то выживать, рублей мне теперь нужно вдвое больше".

И, что примечательно, эта мысль приходит в голову не только ему: тем временем его шеф (тоже патриот, безусловный государственник и даже член Единой России или даже КПРФ) также приходит к мыли, что теперь нужно зарабатывать ВДВОЕ БОЛЬШЕ.

Ведь, помимо печки (если помните, мы договорились, что она "русская без импортных чипов и электроники") на производстве стоят немецкие троллейные системы; работают кары с импортными аккумуляторами; горят импортные светодиодные лампочки; в электрощите установлены импортные контакторы и автоматы; офису нужна импортная бумага и картриджи для печати документов и так далее. Но самое главное, что всё это нужно не через пару пятилеток, а прямо сейчас... СЕГОДНЯ.

Как думаете, будет всё это в итоге закуплено? Безусловно.

И зарплата у хлебопёков (электриков, уборщиц бухгалтеров) на предприятии немного поднимется. Не вдвое, конечно, но немного поднимется...

У любовницы шефа появится новый айфон (который в рублёвом эквиваленте подорожал втрое).

А раз так, то в конечном итоге вырастет и отпускная цена на булку хлеба, включающая в себя все эти накладные расходы расходы.

-2

И это мы рассмотрели пример, где зависимость от импорта минимальная. В реальной жизни любое любое российское производство или сбыт сталкиваются с этой проблемой намного острее. Особенно там, где доля импортного сырья и комплектующих значительна. А таковых подавляющее большинство.

ФНС

Второе место занимает Налоговая Инспекция Российской Федерации. Её интерес стабилен и чётко зафиксирован: 20% НДС и 13% подоходного налога. Итого на круг: 33%...

И если с прежних 50 рублей за булку налоговая взымала, 15 рублей, то с подорожавшей до ста взымать она будет уже 30 рублей! То есть ровно вдвое больше... Налоговая "не двигается по цене" . Не даёт скидок и её доля стабильна, как американская валюта. :)



Банки

Следующее звенов цепочке создателей наценки : банки. Стоимость кредитов и лизинга очень сильно бьёт по стоимости отечественных товаров. Напомню, что ключевая ставка поднят Центробанком Российской Федерации с 8,5 до 20%. Это означает, что средства, необходимые отечественному производителю будут стоить
в два с лишним раза дороже.

Если сильно не углубляться в особенности российской финансовой системы, то российские банки строили свою деятельность на займах в зарубежных кредитных организациях. Говоря простым языком, "барыжили". Брали под 3% на Западе, и продавали своим по 15%. Вот уж, кому в жадности не занимать! :) Впрочем, банкиры возразили бы мне и сказали: "Серёжа, мы лишь учитываем возможные финансовые риски... Знаешь, сколько умников пытаются увильнуть и не возвращают заёмные средства?.." :)

Сфера ритейла

Ну, вот, мы и добрались до "главных виновников" подорожания своего, родненького, российского: магазины, оптовые базы, ларьки...

Вот они-то, наверное, больше всех руки и нагревают, правда?

Как бы не так!

Первая стадия: оптовики. Их интерес - 15%. Не так уж и много, если подумать... Чуть меньше, чем у производителя; на порядок меньше, чем у ФНС РФ и точно меньше, чем у банков...

А если принять во внимание, что крупных оптовиков им приходится стимулировать скидками, то ставка становится ещё меньше: оптовик зачастую работает с 10% от закупочной стоимости. Ему важен оборот.

Теоретический оптовые базы в отдельно взятом городе могут попытаться договориться между собой. Но за такой сговор по шапке настучит антимонопольная служба. Поэтому , как правило никому и в голову не придёт играть в такие опасные игры. Это скорее из области конспирологии, чем из реального мира рыночных отношений.

Примерно также происходит и на уровне лавок в деревнях. Ну, согласитесь, что трудно себе представить, что владельцы сельских магазинчиков начали сговариваться между собой и продавать товар с наценкой 30% там, где раньше она составляла 20%. Сами понимаете: какой-нибудь "штрейкбрехер" тут же саботирует этот сговор, начнёт продавать с прежней наценкой и все попрут к нему...

Вот и получается, что сфера торговли не играет первую скрипку в формировании конечной стоимости для потребителя... Вопреки расхожему мнению, наценка, в условиях свободного рынка и жёсткой конкуренции сама себя регулирует, и довольно неплохо.

А вот "интерес государства" и аппетиты банков, увы, не ограничены ничем. Им не зачем на что-то оглядываться, учитывать трудности, с которыми складывается бизнес и общество.

О том, как далеко всё это может зайти и к чему в конечном итоге обычно приводит, я расскажу в следующих публикациях.

Простыми словами объясню, как возникает гиперинфляция. Расскажу о плюсах и минусах "госплана", как альтернативы рыночной экономики.