Зелень (некоторые виды входили в марор, хазерет и карпас, то есть были ритуальными) занимала очень важное место в иудейском меню. Самыми распространенными в I веке из многочисленных видов овощей были: репа, капуста, горчица, огородная режуха, редька, трюфели и грибы (их считали овощами), а также огурцы, дыня и арбуз (тогда не знали, что это ягоды), тыква, лук, порей, чеснок.
Обычай сделал чеснок необходимым субботним блюдом. Про него уважительно говорили: чеснок — зелень, а лук — полузелень. Эксперты полагают, что неумеренное его употребление евреями послужило основанием для насмешливого и бранного их названия римлянами словом «вонючие». Однако у самих жителей Рима одно время считалось высокоаристократичным, когда от гражданина пахло чесноком или луком.
Пищей для бедняков служили даже лебеда (Иов, 30, 4), плоды рожкового дерева – те самые «рожки», которыми кормили свиней в притче о блудном сыне (Лк. 15: 11-32). Тогдашняя поговорка гласила: никто по-настоящему не покается, пока не поживет на этих плодах. Впрочем, они достаточно питательны: помимо семян имеют сочную мякоть с содержанием сахара 50 процентов. Это растение известно также, как «хлебное дерево Иоанна». Плоды отличаются постоянством массы – 0,2 г., в связи с чем их использовали в античности как меру веса, от чего произошло название «карат» (ныне им измеряют драгоценные камни и металлы).
Зелень употреблялась в свежем, сухом, прессованном, ошпаренном, вареном, толченом (особенно чеснок как приправа) и в жареном на углях видах. Из овощей готовили и сладкое блюдо – цимес, десерт из мелко нарезанной моркови, сухофруктов с добавлением меда.
Единственное сладкое блюдо на кеаре – харосет, смесь из натёртых яблок или фиников, или инжира, а также молотых орехов. Рецепт его приготовления различается в зависимости от местного обычая. Название на иврите означает «глина» и напоминает о глиняном сырье, использовавшемся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве. По внешнему виду харосет ее напоминает.
В эпоху Христа сласти вообще, как и сейчас, были любимы. Это доказывается разнообразием печений. Один из древнейших десертов – ашишим, оладьи из дробленых бобов красной чечевицы и семян кунжута, политые медовым сиропом. Ими угощались при дворе царя Соломона.
Мед активно употреблялся как подсластитель (I Сам., 14, 27; Суд., 14, 8; Иер., 41, 8), его получали от диких пчел; только в Мишне, написанной во II-III веках, появились первые сведения о пчеловодстве, то есть Иисус и апостолы ели только дикий мед. Это название придавали также сиропу, который варился из фиников и плодов рожкового дерева.
А какие еще подсластители имелись тогда? У нас главенствует сахар. Ныне почему-то считается, что он был привезен Колумбом из Нового Света в конце XV века. Но это не так. Еще до начала новой эры его крупицы из сока сахарного тростника ввозились в Европу из Индии, Египет был посредником в этой торговле. Сначала сахар считался исключительно медицинским средством. Вплоть до XIX века он оставался во всем мире предметом роскоши, лишь потом стал основным подсластителем.
Важнейшим элементом и ритуала, и праздничного стола на Седере Песах является вино или виноградный сок. Сейчас в Израиле 400 марок вина, причем не только виноградного. Скажем, десертный знаменитый «Римон» производят из гранатовых зерен. Но кое-какие намеки, позволяющие предположить, что именно и сколько пили участники Тайной Вечери, все же имеются.
На иврите в Ветхом Завете, на койне – в Септуагинте (перевод Библии на древнегреческий язык, выполненный в Египте в III веке до н.э. «семьюдесятью толковниками») и Новом Завете перечислены несколько видов алкогольных напитков. Для экономии времени я буду сначала приводить древнееврейские названия, затем древнеэллинские, а в конце – значение терминов.
«Яин», «ойнос» - общее понятие «вино». Некоторые эксперты полагают, что так же обозначается свежевыжатый безалкогольный сок.
«Тирош» или «асис», «ойнон неон» или «глеуног» - «молодое вино» или «сладкое». Его получали из первых капель сока до того, как ягоды давили на прессе. Оно было особенно сильнодействующим, а, возможно, и едким. Недаром Иисус предупреждал, что нельзя «вливать молодое вино в ветхие мехи» (Лк. 5: 37-39), так как они прорвутся. Новые мехи растягиваются от налитого в них молодого вина и затвердевают; если его поместить в старый затвердевший бурдюк, тот может лопнуть из-за продолжающегося брожения.
«Шекер» и его древнегреческая калька «сикера» - «крепкий напиток». Предполагается, что он содержал всего 7-10 градусов алкоголя, потому что в античности не умели делать дистиллированное спиртное. Готовили его из любых фруктов, до наших времен дошел финиковый самогон – на арабском «рака», «арак». «Шекер» или «сикера» обычно использовали в сочетании «вино и крепкий напиток», чтобы охватить все разновидности жидких интоксикантов.
«Хемер», арамейское «хамар» - еще одно обозначение вина, передающее идею вспенивания – от корня «хамар» - «вспенивать».
О других напитках яствах, присутствовавших на Тайной Вечери - в следующих выпусках.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3124/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.