Найти тему
Тайны искусства

Как разные художники изображали Благовещение

Благовещение, Леонардо да Винчи
Благовещение, Леонардо да Винчи

Картина Леонардо да Винчи "Благовещение" отражает многие из наиболее распространенных и символически заряженных мотивов известной библейской истории. Ангел посещает Марию, когда она сидит в огороженном стенами саду перед дворцом эпохи Возрождения. Огороженный сад (на латыни hortus conclusus) издавна считается обозначение чистоты и непорочности.

В христианской традиции Благовещение описывает момент, когда ангел Гавриил явился Марии и сообщил ей, что она станет матерью Иисуса Христа. На картине Леонардо у ангела сильные крылья, вероятно, списанные с какой-то хищной птицы. Мария оцепенела, демонстрируя сочетание тревоги и задумчивости при появлении ангела.

Благовещение - важный момент в истории Нового Завета, поскольку оно ознаменовало собой фактическое воплощение Иисуса Христа - момент зачатия Иисуса и превращения Сына Божьего в ребенка Марии. В Библии о Благовещении повествуется в Евангелии от Луки 1:26-38

"Как это будет, - спросила Мария у ангела, - ведь я девственница?".

Ангел ответил: "Сойдет на тебя Дух Святый, и сила Всевышнего осенит тебя. Поэтому Святой, Который родится, наречется Сыном Божиим". Даже Елисавета, родственница твоя, родит ребенка в старости своей, а та, о которой говорили, что она бесплодна, уже на шестом месяце. Ибо нет ничего невозможного у Бога".

"Я раба Господня", - ответила Мария. "Да будет мне по слову твоему". После этого ангел покинул ее.

Благовещение стало любимой темой художников по всей Европе по мере того, как в церкви росло почитание Девы Марии. На картинах Благовещения присутствует множество богатых деталей, и каждый художник изображает его по-своему. Тем не менее, есть несколько устоявшихся традиций, которые помогают понять смысл этого сюжета.

Весна

Цветы в саду, в картине "Благовещение" (1437-46) Фра Анджелико
Цветы в саду, в картине "Благовещение" (1437-46) Фра Анджелико

Считается, что Воплощение Христа произошло в момент Благовещения, то есть за девять месяцев до Рождества Христова. Поэтому в западном литургическом календаре праздник Благовещения отмечается 25 марта (в Православии 7 апреля). По этой причине многие художники изображают эту сцену в весенней обстановке. Например, Фра Анджелико, решили подчеркнуть время года, изобразив множество цветов, растущих в саду.

Гавриил держит лилию, символ чистоты Марии, в саду весенних цветов
Гавриил держит лилию, символ чистоты Марии, в саду весенних цветов

Стали популярны и альтернативы саду. Стал широко использоваться мотив цветка в вазе. Лилия стала символом чистоты Девы Марии. Иногда лилию держит в руке Гавриил; на других картинах лилия находится в вазе как часть общей обстановки.

Голубь

Частым элементом картин Благовещения является голубь, олицетворяющий Святого Духа, символ духовной активности Бога в мире. Этот образ возник из слов Иоанна Крестителя: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и почивающего на Нем" (Иоанна 1:32).

На картинах Благовещения голубь часто изображается спускающимся на луче света, что указывает на невыразимую природу Святого Духа, а также на ощущение движения или перехода, когда луч света касается головы или груди Богородицы в момент Воплощения.

Святой Дух, спускающийся в виде голубя на лучах света, в "Благовещении" из алтарного образа святого Колумбы
Святой Дух, спускающийся в виде голубя на лучах света, в "Благовещении" из алтарного образа святого Колумбы

Одна из интересных традиций, сложившихся в раннем нидерландском искусстве, заключалась в том, чтобы показать луч света, проникающий в сцену через окно, как на картине Рогира ван дер Вейдена. Это был способ намекнуть на концептуально сложную идею чудесного зачатия Марии, сравнивая прохождение Святого Духа через тело Девы Марии со светом, проходящим через стекло.

Французский аббат Бернар из Клерво уподобил чудо солнечному свету через окно: "Как блеск солнца наполняет и проникает в стеклянное окно, не повреждая его, и пронзает его твердую форму с неуловимой тонкостью, не причиняя вреда при входе и не разрушая при выходе; так и Слово Божье, великолепие Отца, вошло в девственные покои и затем вышло из закрытой утробы".

Поза Марии

Поза Марии - это деталь, к изображению которой многие художники относились с большим вниманием, поскольку она давала им возможность исследовать психологическую реакцию Марии на присутствие Гавриила.

Итальянские проповедники, такие как знаменитый фра Роберто Караччиоло из Лечче, подробно анализировали рассказ Святого Луки, дойдя до того, что выделили пять духовных и психических состояний, через которые прошла Мария, встретив послание Гавриила. Согласно Фра Роберто, это были следующие состояния по порядку: Беспокойство, Размышление, Исследование, Покорность и Заслуга.

Исходя из этих категорий, можно интерпретировать различные позы Марии как относящиеся к одному из этих пяти психических состояний. Как объясняет искусствовед Майкл Баксандолл, "проповедники обучали публику репертуару художников, а художники отвечали в рамках текущей эмоциональной категоризации события".

Так, например, в "Благовещении в Цестелло" (1489) Сандро Боттичелли поза Марии интерпретируется как соответствующая первой из ее реакций, Беспокойству, выражению тревоги при появлении ангела. Согласно Евангелию от Луки, "Мария сильно встревожилась при словах его и недоумевала, что бы это могло быть".

Благовещение в Честелло (1489) работы Сандро Боттичелли
Благовещение в Честелло (1489) работы Сандро Боттичелли

Альтернативно, в версии Фра Анджелико, реакция Марии может рассматриваться как Humiliatio или покорность, подчинение посланию Гавриила, когда она "подняла глаза к небу и воздела руки в виде креста".

The Annunciation (1440–42) by Fra Angelico
The Annunciation (1440–42) by Fra Angelico

Архитектура

Обстановка картин, изображающих благовещение, также может содержать интересный символический смысл. Итальянские художники эпохи Возрождения, как правило, изображали посещение Марии на открытом пространстве, обычно на лоджии (комната с открытыми сторонами) или портике (крыльцо с колоннами), чтобы включить в произведение современные архитектурные детали и в то же время представить скромную, закрытую обстановку. Уединенное пространство, а иногда обнесенный стеной сад или башня, указывает на целомудрие Марии.

Благовещение (1502-1503) Рафаэль
Благовещение (1502-1503) Рафаэль

Художники Северной Европы того же периода часто изображали Богородицу во внутреннем пространстве, иногда в домашнем или в церковном контексте, используя современные готические стили для создания привычной обстановки христианской церкви. Место, где Богородица принимает ангела, часто бывает небольшим и уединенным, как, например, в версии Маттиаса Грюневальда, который изобразил Марию в кабинете в занавешенной части церкви. Однако это место хорошо освещено окнами, озаренными светом христианской веры.

Благая весть(1440) Рогира ван дер Вейдена
Благая весть(1440) Рогира ван дер Вейдена
Благовещение (левое крыло Изенгеймского алтаря) (ок. 1515 г.) работы Маттиаса Грюневальда.
Благовещение (левое крыло Изенгеймского алтаря) (ок. 1515 г.) работы Маттиаса Грюневальда.

Тема Благовещения было широко представлено в искусстве, начиная со средневекового периода. Именно в XIII веке появилась "Золотая легенда", сборник традиционных рассказов о святых и чудесах, который широко использовался художниками последующих веков в качестве источника. История о благовещении Марии была пересказана и закреплена в этой книге, после чего ее представление в европейском искусстве стало однозначным. "Праздник этого дня называется Благовещение Богоматери, потому что в этот день ангел Гавриил явил славной Деве Марии пришествие благословенного Сына Божьего".

***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство