Если в аэропорту вас не встречает заранее нанятый таксист, который предупредит о невыгодном курсе азербайджанского маната в бакинском аэропорту имени Гейдара Алиева, можете спокойно поменять в здешних обменниках долларов 15–20, чтобы спокойно доехать и расплатиться за ужин в кафешке, а уж завтра в отделениях банков поменять более солидную сумму
Принимают в Баку только манаты, а разница курса в аэропорту на самом деле не так бесстыдно отличается от стоимости валюты в центре города – и в этом плане Азербайджан высоко держит марку гостеприимства, в отличие от той же Европы. На улице в нос сразу бросается резкий запах бензина, но его перекрывает восторг от вида одинаковых фиолетовых низкопосадных машинок с шашечками на крыше – бакинских такси.
О, история азербайджано-английской любви уходит своими корнями в конец XIX – начало ХХ века, когда Азербайджан из восточной нищей экзотики тянулся в западную цивилизацию, эталоном которой служила Англия. Азербайджан своей нефтью тогда покрывал потребности Великобритании в керосине почти наполовину, но официально состоял в те времена в составе царской России. В период, когда в годы гражданской войны за Азербайджан и нефтяной Баку отчаянно бились демократические силы республики, представленные исламским советом мусульман Закавказья под предводительством турецкого генерала, а также противостоящая ему красноармейская Бакинская коммуна под руководством генерала английского, последним пришлось отступить и сдать город. В итоге Азербайджан всё равно стал частью Советского Союза, а о дружбе с Великобританией республике пришлось забыть до начала 90-х – обретения независимости.
Посольство Азербайджана в Лондоне открылось в 1994 году, тогда же состоялся первый визит в Англию президента страны Гейдара Алиева и подписание декларации о дружеских отношениях и партнёрстве. В политику и экономику не вдаюсь – не наше это дело, но даже появление в Баку лондонских кэбов-такси ярко говорит о том, что Англия руководству Азербайджана как минимум понравилась. В 2011-м, когда президентом Азербайджана стал сын Гейдара Алиева Ильхам, в Баку поступила партия такси-кэбов «под старину». Несмотря на присутствие кондиционеров и даже управление направлениями охлаждаемого воздуха, форма и суть машин-кэбов – 60-е годы. Во-первых, жёсткая подвеска, почти невыносимая для пассажиров при подпрыгиваниях на дорожных неровностях. Во-вторых, пассажирский салон отделяется от салона водителя стареньким пластиковым стеклом с окошком, в которое в конце поездки протягиваешь оплату. В-третьих, мягко говоря, несовременные салоны на пятерых пассажиров, не считая водителя, трое из них едут на традиционном мягком диване по направлению движения, а двое – на откидных жёстких стульчиках напротив – задом к нему. Багажника нет – задняя дверь у кэба просто не открывается, а багаж размещается на площадке возле водителя вместо пассажирского сиденья. Туда влезает один крупный чемодан и пара сумок ручной клади, всё остальное будет стоять в пассажирском салоне между пассажирами и поддерживаться ими же во время движения, а оно в Баку – не приведи, Аллах.
Неудобно? Ещё бы! Потому сразу же пошли слухи о том, что власти Азербайджана просто купили «за дёшево» старые английские машинки, перекрасив их в любимый азербайджанцами баклажанный цвет, за что машины тут же были прозваны в народе «баклажанчиками». Опровергает утверждение то, что такси эти леворульные, тогда как, если бы их купили в Англии, они имели бы руль с правой стороны. На самом деле, «новые старые» кэбы были собраны в Англии специально для леворульного Азербайджана.
Как ни странно, именно неудобные жёсткие кэбы стали самым популярным такси в Баку. Особенно если учесть, что всеми тремя с половиной тысячами автомобилями цвета «баклажан» владеет государственная компания перевозок. Частным современным «шевроле» и даже «мерседесам» клиенты достаются разве что те, кто ловит такси «от бордюра», по-советски вытягивая руку в сторону. Но и они, увидев появившийся из-за угла кэб-баклажанчик, предпочитают остановить именно его. Потому что это атмосферно, к тому же не дороже, чем любой другой «шабашник». Скажу больше: машину-кэб, списанную из такси, с удовольствием покупают местные жители и, прилепив вместо фирменного знака «Такси-Лондон» на бампере значок какого-нибудь «бентли», горделиво рассекают потом по городу – не раз была тому свидетелем.
Продолжение следует...
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв
По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 21 декабря 2019 года