Сенсационные факты вскрылись в ходе экологического аудита расчистки рек Воронежской области, об итогах которого рассказало управление Росприроднадзора по Воронежской области.
Но, что самое интересное, предметом проверки, по сути, стала деятельность регионального департамента природных ресурсов и экологии в части реализации водоохранных мероприятий, в рамках национального проекта «Экология». А поводом послужили сведения, полученные из отдела водных ресурсов Донского бассейнового водного управления, а также многочисленные обращения граждан, в которых указывались возможные нарушения при проведении работ по расчистке таких рек, как Икорец, Подгорная и Тавровка.
Из-за погодных условий и гидрологической обстановки на водоемах Росприроднадзор не смог проверить все участки на указанных реках, где велись очистные работы. Но все же в нескольких местах инспекторы провели замеры и пришли к выводу, что департамент экологии либо пускал пыль в глаза, либо закрывал эти самые глаза на многочисленные нарушения подрядных организаций.
Так, например, на реке Икорец специалисты проверили три участка общей протяженностью более трехсот метров и зафиксировали многочисленные факты недобора грунта со дна в диапазоне от 30 см до 2,5 м. Кроме того, для видимости достижения проектных отметок в некоторых участках русла Икорца грунт изымался из коренного берега за границами производства работ.
Мало того, что это не было предусмотрено проектом. Так еще и действия подрядчиков привели к обрушению берегов и их эрозии.
А главное, что вскрывшиеся факты до боли напоминили историю десятилетней давности с многострадальной речкой Чигорак, что протекает (точнее, протекала) в Борисоглебском
районе. Жители одноименного села годами ходили по инстанциям, чтобы заросшую и грязную реку почистили и углубили. Старания увенчались успехом, и водоем попал в федеральную программу.
Но проведенные работы только усугубили положение дел и привели к необратимым последствиям. Река обмелела, стала мутной и грязной, но, что еще хуже, по берегам пошли оползни.
Сегодня же некогда проточный водоем представляет собой натуральное болото. А жители окрестных деревень вместо одной проблемы получили сразу две: теперь нет ни только реки, но и воды в колодцах.
И тогда, и сейчас вмешательство в эко-систему водоемов осуществлялось на федеральные средства. И получается, что деньги, направляемые из Центра, расходуются не во благо малым рекам региона, а во вред. Причем, ответственность за этот вред лежит на организации, отвечающей за охрану природы.
При всей своей парадоксальность, эта ситуация почему-то уже не удивляет. И мы будем пристально следить за ее развитием.
Пока же региональному департаменту экологии выдано предписание об устранении выявленных нарушений природоохранных требований . А исполнение этих предписаний которого взято на контроль в Управлении Росприроднадзора.