Свою первую статью на канале посвящаю данной теме не случайно. Во-первых: каждый человек в своей жизни, так или иначе, сталкивался с экзаменами. Во-вторых: последнее время все больше и больше родителей/учеников обращаются к репетиторам. В-третьих: поступление в ВУЗ и наличие высшего образования, опять-же, в последнее время, стало определенным «пунктиком»/ «мастхэвом» современного человека. Поэтому, исходя из вышеперечисленных причин, хочется порассуждать на тему подготовки к экзаменам и результатов этой подготовки.
«Никто не гарантирует результат!». Ответ, который ставит в тупик многих родителей и учеников. Как это не гарантирует? А кто гарантирует? Ответ прост – Вы сами! Давайте от возвышенных мыслей обратимся к здравому смыслу. Мысли родителей: если ребенок ходит в школу, он обязан сдать экзамен, школа обязана его выучить! Школа сегодня – это сфера услуг. И это придумала не школа, а современные реалии, политика и т.д. Много факторов, которые могут влиять на «качество» образования. Ребенок – его личная мотивация, поведение на уроке, умственные способности, общая дисциплина класса. Педагог – речь идет о компетентности, эрудированности и других «педагогических навыках». Школа – нацеленность на результат, рейтинг школы, оснащенность и т.п. Делаем вывод – если Вы, как родитель или ученик, испытываете проблемы с успеваемостью по предметам, то начните разбор по пунктам (ребенок/педагог/школа). Установите в чем проблема и попытайтесь её решить.
Чаще всего проблема, по мнению большинства, кроется в учителе. Учитель не объясняет, ничего не понимает, специально «заваливает» и т.д. и т.п. И после «семейного мозгового штурма» появляется мысль о репетиторе. И тут следует разделить репетиторов на три категории. Первая – «вешает лапшу» о мега-таланте ребенка, чьи способности не разглядели в школе. Как правило, время идет, а успеваемость у ребенка не улучшается. Вторая – этакие «равнодушные» репетиторы, которые действуют по принципу «я еще раз объясню, а дальше твои проблемы». Результат у таких преподавателей зависит от способа объяснения материала и, естественно, способностей обучаемого. Третья категория – «отказники». Такие репетиторы сразу определяют уровень знания, мотивации ребенка и, если что-то их не устраивает, отказываются заниматься. Естественно, что все написанное – это личный опыт. И, условно выделив три группы, мы не охватили всю педагогическую палитру репетиторов. Однако, возвращаясь к теме беседы, всем хочется получить ответ на вопрос «кто же даст нам результат»? Как уже было сказано – никто!
Как практикующий учитель и репетитор я пишу и настаиваю на том, что результат экзамена никто не может гарантировать. Если ребенок учится без желания, занимается с репетитором только потому, что «родители» заплатили и. т.д. Результата у такого ребенка быть не может! Это, надеюсь, ясно каждому. Школа и учитель, как бы тут не кричали люди « с пеной у рта», часто не в состоянии в достаточной степени мотивировать ребенка. Образование – это командная работа школы и семьи. Взаимное «перекладывание» обязанностей не приведет ни к чему хорошему. т.е. каждый человек, который выходит на экзамен, должен адекватно понимать, зачем он это делает.
И вот ту вырисовывается проблема… Дети не понимают, зачем они совершают те или иные действия. Зачем пошли в 10 класс, куда хотят поступить. Нет плана, нет выбора, нет мотивации. Конечно, дальше можно поднять тему «А готов ли вообще человек в 18 лет определить свой будущий путь?». 99,9% детей совершенно не готовы к выбору.
Но допустим, что перед нами отличный ученик. «Без» или с репетитором ребенок выдавал хорошие результаты по пробникам, а по итогу завалил экзамен. Как так? Еще один фактор, который ставит под удар «гарантированность» результата – это стресс. Опыт педагога организатора в пунктах проведения экзамена достаточный, знаю, о чем пишу. Дети плакали, падали в обмороки, весь экзамен смотрели в окно, не успевали перенести ответы в бланк или сбивались на одну строку, что приводило к отрицательному результату…Короче – ситуаций уйма. Ситуаций, к которым ребенок психологически не готов. Обвинять потом кого-то нет смысла.
Итак, давайте резюмировать. Гарантировать результат экзамена не может никто! Но улучшить результат, повлиять на успех в состоянии каждый. И вот советы, которые я могу дать выпускникам, будущим выпускникам и родителям. Подчеркиваю, что это лишь рекомендации, каждый сам делает свой выбор.
1) Не стоит давить на детей. Лучше, если до всех этих экзаменов в семье состоится разговор «по - душам». Не надо решать за ребенка, что ему сдавать и куда поступать. Я понимаю, что у всех родителей в голове разумное возмущение типа: «Он сам не знает. Я жизнь повидал. Выберет что-нибудь глупое и т.д. и т.п.». Но! Если совершенно не брать в учет возможности, предрасположенность детей к той или иной профессии, то по выходу мы получим истерику, стресс во время сессии (когда гуманитария толкают на техническую специальность и т.п) и, по итогу, либо брошенный институт либо работу не по специальности. Поэтому, дорогие родители, уделите время Вашему чаду! Сядьте, откройте интернет, поговорите с ребенком, выясните, что ему интересно. Сформируйте список предпочтительных профессий. Чем запрещать что-то категорично, лучше дать выбор.
2) Проговорите все возможные варианты. Второй пункт следует после первого. Обговорите с ребенком его будущие планы. Где он будет жить, в каком городе учиться, будет ли он подрабатывать и самое главное…что будет, если не удастся поступить в желаемое место или вообще сдать экзамен. Этот вариант, чаще всего, даже не обговаривается или откладывается. Но, чтобы минимизировать уровень стресса ребенка во время прохождения экзаменов, его следует поддерживать. Жизнь на экзаменах не заканчивается! Внушите ребенку мысль о том, что вы в него всецело верите и поддерживаете во всем.
3) Мотивация! Этот разговор должен состояться, чем раньше, тем лучше. На мой взгляд – это главный залог предполагаемого успеха! Правильная мотивация даст сил и для подготовки к экзаменам и для противостояния многим другим «вредным» факторам.
4) Уважайте родителей! Если вы в школе/ у репетитора просто «отсиживаете» свое время или деньги то, стыд вам и позор! Задумайтесь на минуту и посчитайте, сколько стоит такое «просиживание». Посчитали? Если желания учиться нет, то не тратьте чужие и свои нервы. Вернитесь к пункту «1» и «2» и продумайте свой путь.
Ну, что же! О теме мотивации, экзаменов и т.п. можно долго рассуждать. Если данная статья была для Вас полезна, то это замечательно. В следующий раз поговорим о подготовке к экзамену. Как составить план, структурировать время для подготовки, на какие важные моменты стоить обратить внимание