Найти тему
Глаза б смотрели!

Корабельные новости. Ч.2

Начало тут. Продолжаем планировать морской отпуск и постигать корабельные премудрости

Судно вряд ли на ходу, скорее всего, это ресторан. Но как атмосферно!
Судно вряд ли на ходу, скорее всего, это ресторан. Но как атмосферно!

«Йо-хо-хо! И бутылка рома!»

Торговым кораблям досаждало множество бед – штормы, ураганы, морская болезнь, цинга, но самой жуткой напастью были, конечно, пираты. Между прочим, у морских разбойников изначально был своеобразный кодекс чести: в Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства» о том, что они являются пиратами. Чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Главы враждующих государств вели бой не только на суше, но и в воде, поэтому без зазрения совести отдавали приказ захватывать корабли противника. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

А вы слышали об интересной версии, почему многие пираты носили чёрную повязку на глазу? Разумеется, иногда причиной была банальная потеря – в сражении или пьяной драке. Но не многовато ли одноглазых морских вояк? Есть мнение, что повязка прикрывала вполне здоровый орган зрения, просто его держали в темноте ради лучшей адаптации. Допустим, если романтику морей нужно резко спуститься в тёмный трюм, потребуется время для адаптации, чтобы привыкнуть к темноте и начать видеть. На этот случай один глаз держали наготове под повязкой: эксперименты подтвердили, что метод работает.

Известно, насколько дурной слывёт примета «женщина на борту». Однако были дамы, опровергнувшие её и даже сплотившие вокруг себя «эффективную команду». Так, в XIV у берегов Франции хозяйничала Жанна де Клиссон. Аристократка и красавица наводила на французов ужас не из прихоти, она мстила за казнённого мужа, ради чего продала поместье и купила три корабля. Торговцы, пускавшиеся в путь по морю, писали завещание, прежде чем отплыть – и недаром: многих, причастных, по её мнению, к предательству супруга, Жанна казнила лично. А команда корабля присоединялась к разбойникам. Лихой промысел продолжался 13 лет, после чего следы благородной мстительницы теряются – скорее всего, вышла замуж, вздыхают историки.

А в другой истории масштаб был несравнимо выше: в начале XIX столетия сильная и независимая женщина Чжэн Ши сделала карьеру от жрицы любви до пиратской атаманши. Под её началом были 2000 кораблей и 70 тыс. моряков. Отошла от дел Чжэн Ши в преклонном возрасте, но эта сильная личность не скоро будет забыта. В фильме «Пираты Карибского моря» госпожа Чжэн восседает среди девяти пиратских лордов – и по праву.

Стоит упомянуть имя и другой «легенды морей» - британца Фрэнсиса Дрейка. Отважный мореплаватель не оставлял в покое испанские колонии в Южной Америке и отбирал золото. Однако историки доказали, что не так уж он и усердствовал: львиную долю воровали сами испанские чиновники, а на Дрейка списывали убытки.

Если кажется, что времена лихого люда, орудующего на морях и в океанах, давно позади, то вот вам относительно свежая статистика: в 2010 году сомалийские пираты удерживали в заложниках полтысячи человек. За 10 лет экономическая ситуация в Сомали не улучшилась…

«О, капитан, мой капитан…»

Матросское содружество когда-то славилось интересными и подчас диковатыми традициями. Про серьгу в правом ухе вы в курсе: кто-то носил из-за поверья, якобы украшение убережёт от ревматизма и несчастья. Кто надевал его по праву, минуя мыс Горн, где круглый год бушуют штормы. Счастливчик имел право на бесплатную кружку выпивки в любом кабаке и даже мог класть ноги на стол – ибо герой!

По пересечении экватора впервые матрос исполнял ритуал – купался в тёплых тропических водах. «Середина земли» вообще требовала особого почтения: когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено - плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Понятно, что люди, находящиеся во власти стихии, подвержены суевериям и верят в приметы. Так, каждый моряк носил татуировку оберег – чёрную кошку, звезду, подкову и религиозные знаки. Последнее имело и сугубо практичный смысл: если «морской волк» обретал последнее пристанище в воде, то рано или поздно тело утопленника выносило на берег. Нашедшие его по татуировкам определяли, к какой вере принадлежал горемыка – и воздавали последние почести согласно обычаям его веры…

Одно морское правило вызывает безмерное уважение – неприкосновенность личного имущества матроса. Тот самый сундук с нехитрым скарбом можно было не закрывать на замок, ведь воровство среди своих исключалось. Однако после русско-японской войны неписанный закон перестали соблюдать, увы.

Напомним, что присутствие женщин на корабле считалось дурным предзнаменованием, по возможности дам на борту старались избегать. Но как объяснить такую примету: если на судне рождался ребёнок, это сулило кораблю долгие годы плавания и щедрые прибыли.