«… Облака в небо спрятались, Звёзды пьяные смотрят вниз, И в дебри сказочной тайги, Падают они…»
Наверняка люди даже далёкие от рока знают эти строчки из песни. И всё потому, что группа о которой пойдёт речь сегодня, смогли примирить «матёрых рокеров» и приверженцев поп-музыки своим творчеством. Ведь именно альбом «Опиум» (1994) стал переломным, и несомненно именно он принёс группе популярность.
Впрочем, именно «матёрые рокеры» неохотно принимали в свои ряды эту Свердловскую группу даже в самом начале их творческого пути. И всему виной были клавишные инструменты и замечательные аранжировки Александра Козлова. Но это совершенно не мешало им творить. Музыка, она ведь совсем не в стилях и жанрах, а именно в чувствах. И уже в самом начале «творческого» пути прослеживается самобытность коллектива. Конечно, не обошлось и без заимствований. Но, кто же из музыкантов однажды вдохновившись своим учителем или кумиром, однажды не привнесёт в свои работы кусочки любимых композиций. Много можно назвать подобных примеров, но зачем.
А всё началось в 1985 году, когда студенты Уральского политехнического института, Вадим Самойлов, Александр Козлов и Пётр Май создали свой первый коллектив. Выпустив несколько магнитоальбомов, они нашли свою аудиторию. Но слава пришла к ним гораздо позже.
Наверняка вы уже догадались, о каком коллективе пойдёт речь сегодня. Да, это группа Агата Кристи. И официально год её основания принято считать 1988. Тогда во время записи альбома «Второй фронт» к ним присоединился младший брат Вадима, Глеб.
Давайте, я не стану повествовать всю историю этого коллектива. И лучше расскажу вам о том, как я познакомился с их творчеством. Ведь все эти изменения состава вы и без меня сможете разузнать в различных источниках. И я не стану в очередной раз переписывать содержание тех источников и поведаю о своих ощущениях от знакомства.
А случилось это знакомство в 1991 году. И их альбом «Декаданс» очень меня удивил. Что именно в нём было «удивительного»? Давайте и порассуждаем об этом.
Для начала скажу вам, что Русский Рок был для меня (в то время) привлекателен прежде всего в плане текстов. А музыка воспринималась как сопровождение. И коли я и сам немного пытался что-то изобразить в рифме, то естественно именно тексты песен буквально «впитывались» мной. И вот те самые тексты и поэтические образы меня и привлекли тогда. Причём не все песни с того альбома были встречены мною «на ура». В частности, «зацепили» меня следующие вещи, это «Его там не было», «Эпидемия», «Беглец», «Шпала» и «Эксперимент».
И я заинтересовался этой группой, и стал выискивать другие релизы. И вот именно «Коварство и любовь» (1989) мне понравился целиком и весь. И по сегодняшний день он является одним из любимых альбомов группы. И целиком находится в списке «Избранного».
Дальше – больше!
«Позорная звезда» (1993) вышел в момент моей службы в армии, поэтому ознакомился я с ним уже после «дембеля». И тогда уже появился «Опиум» (1994). Поэтому знакомство с двумя этими альбомами произошло практически одновременно. «Звезда», на мой взгляд, стал логическим продолжением предыдущему релизу, и всё также зацепил меня несколькими песнями. И все они стали звучать на радио практически ежечасно, и вы все их прекрасно помните. И я не буду слишком долго о нём писать, и плавно перейду к следующему.
Чем мне понравился «Опиум»? Ну, во-первых, сразу «бросилась в глаза» ещё большая «попсовость». Но на восприятии в целом это никак не отразилось. Нравилось всё. И замечательные аранжировки, и сама музыка, запоминающиеся мотивы которой сразу же «цеплялись на язык» и конечно же тексты. Альбом имел колоссальный успех, ведь он и записан был именно для привлечения большей аудитории. И на сельских дискотеках с удовольствием народ «оттягивался» под многие композиции. В общем, группа добилась популярности.
Время шло. Музыкальные вкусы мои становились более разнообразными, и я начал воспринимать Русский Рок уже не как тексты под музыкальное сопровождение, а что-то пытался найти в самой музыке.
Немного отвлекусь от основной темы. Примерно в 1996 году мне «пришла» способность слышать звук инструментов по отдельности. В голове что-то переключалось, и вот уже нет вокала, барабанов и клавишных. И я слышу одну только гитару, к примеру. Или бас. И так слушая все инструменты по очереди я мог уже смело говорить о игре гитариста или басиста. И это не только в Роке. Даже в таких экстремальных стилях как трэш и дет-метал, в частности и в крайних его проявлениях типа грайндкор, я мог выхватывать звучание отдельных «героев» этого «оркестра». Конечно, и целиком композицию я слышал, если не сильно напрягал голову.
Вот тогда, слушая старые альбомы группы, и сравнивая с новым, я и понял, чем он «зацепил» массы. Именно простота и лёгкость была принята аудиторией. Такие, не переусложнённые мотивы и аранжировки встречены были «на ура». Но, я вовсе не умаляю заслугу музыкантов, и не отождествляю «Опиум» с попсой. Он ведь действительно был великолепен в целом.
Возможно меланхолическое настроение музыкантов и послужило созданию того релиза, и они попали в точку. Но музыканты ведь, они такой народ. Настроение у них меняется, и порой очень сильно, да и творческие изыскания не стоят на месте. И следующий релиз кардинально отличался от предыдущего. Музыка стала более усложнённой, аранжировки насыщенней, а тексты приобрели более депрессивный характер.
В 1997 году ураганом ворвался в мою жизнь альбом «Ураган». Мне он очень понравился своим напором. Но «массы» встретили его прохладно. Хоть некоторые песни всё также крутились по радио и ТВ, толпа поклонников заметно поредела. Остались лишь самые ярые фанаты группы.
Альбом «Чудеса» (1998) был более электронный и «легковесный». Уж не знаю, была ли это попытка сотворить нечто похожее на релиз 1994 года, и тем самым вернуть себе аудиторию. Ведь аранжировки на этом альбоме были чересчур сложны для «масс». Поэтому он был «мимо»… Мне в целом релиз понравился, вот только бы чуть посильнее вокал, ведь он просто терялся среди музыки и аранжировок.
Наступил 2000 год. В группе происходили «творческие метания» или поиски чего-то нового. На мой взгляд релиз «Майн Кайф?» был попыткой вернуться к истокам. К временам «Коварство и любовь». В нём напор сменялся меланхолией, а она в свою очередь сменялась откровением. И такой разноплановый релиз был для меня «вполне». И стал моим вторым из любимых, после «Коварство и любовь».
Дальше…
А дальше оборвалась жизнь Александра Козлова, клавишника и аранжировщика группы. Ведь именно он и являлся композитором большинства песен группы, и основным генератором идей. И наступил творческий кризис и разногласия внутри коллектива. Можно сказать так, что с того момента группы, как таковой, не стало. Были, конечно, и концерты, и сборники песен выходили на дисках. Но всё это было началом конца. Альбом «Триллер. Часть 1» (2004), хоть и набрал много положительных отзывов, но не смог вернуть группу в «струю».
И альбом «Эпилог» (2010) поставил точку в истории коллектива.
Ссоры между братьями Самойловыми переросли во вражду. И даже попытка объединения (2015) не смогла примерить их.
В 2021 году вышел сингл «Где-то между», написанный на музыку Александра Козлова. И слушая его, я с грустью вспоминаю те годы, когда песни Агаты Кристи звучали «из каждого утюга» …
Вот такой вот длинный обзор получился у меня сегодня. Я лишь выразил своё отношение к этой группе, и не претендую на своё мнение, как на единственное правильное. У людей разные вкусы и предпочтения. И конечно же любовь к музыке у всех складывается по-своему. Если понравился обзор – пишите комментарии. И даже если нет, всё равно пишите. Я с удовольствием почитаю все мнения, и возможно что-то изменится внутри меня по отношению к группе Агата Кристи.
До встречи на канале Литера «Б».