Кому приходится эксплуатировать старый автомобиль, тот знает, как надо следить за состоянием включенного оборудования. Если аккумулятор новый, то дисбаланс заряда/разряда быстро приведёт его в недозаряженное состояние. А если он уже такой имеется, то током более 4 А его можно разрядить менее чем за 12 часов.
Некоторые автолюбители ставят цифровой вольтметр и по его показаниям судят о состоянии аккумуляторной батареи. Однако это не очень удобно, да и потенциал на аккумуляторе ничего не информирует о действующей нагрузке. Вниманию автовладельцев предлагается простой контроллер постоянного тока, который грубо сигнализирует о величине тока нагрузки при незаведённом двигателе.
Схема котроллера
Схема устройства изображена на картинке 2. При незначительном потреблении тока, в нашем случае до 2А – отображается индикация зелёного свечения светодиода. Если ток возрастает, то индикатор зажигается оранжевым цветом. При потреблении нагрузкой тока более 4А – светодиод загорается красным свечением. Это состояние дублируется звуковым индикатором Гр1, который можно отключить, при необходимости, кнопкой S1.
Катушка L1 – это провод, идущий от аккумулятора до замка зажигания. А именно контактов, включающих бортовую сеть автомобиля. В качестве этой катушки используется медный гибкий провод, общим диаметром жил Ø1мм и длиной 60 см. Сопротивление проводов, от аккумулятора до клеммы подключения +Uпит, также от резистора R1 до включателя бортовой сети и проводов массы не имеют особого значения. Их можно выполнить таким же гибким проводом.
Настраивается устройство просто. Резистором R4 устанавливают нижний предел тока, R7 – верхний. Подключив амперметр в цепь нагрузки и подбором угла поворота R4 добиваются того, чтобы при 4А зелёный светодиод погас. Далее, поворотом R7 при 2А загорался красный. В итоге, в диапазоне от 2А до 4А будет гореть 2 светодиода, а это значит – жёлто-оранжевый цвет. При горении только красной части светодиода включается звуковая сигнализация, если замкнуты контакты кнопки S1 с фиксацией поочерёдного нажатия.
Контроллер заряда с автовыключением
Схему можно использовать и в качестве контроллера заряда аккумулятора. При этом с помощью подстроечных резисторов придётся установить желаемый диапазон индикации состояния заряда. В этом случае схему звукового индикатора можно удалить, а вместо её дополнить каскадом автоматического выключателя, схема которого изображена на картинке 3.
Резистором R1 подбирают время (в минутах) действия перегрузки. При номинале этого резистора 1Мом и ёмкости конденсатора С1 – 470,0 мкФ пауза составляет около 10 минут. Однако время действия перегрузки желательно установить около 1 минуты, а то и десятки секунд. Подключается изменённая схема к точкам А и Б к схеме на картинке 2.
Работает изменённое устройство таким образом. При нажатии на кнопку «Вкл» включается реле, коммутирующее зарядное устройство (цепь нагрузки) и самоблокирует контакты пуска. При нажатии «Выкл» цепь реле обесточивается и зарядное выключается. Работу устройства индицирует индикаторная лампа НL1 (картинка 3). Если превышение тока нагрузки в цепи катушки L1 длится установленное время, то включается реле Р1, своими контактами разрывающее цепь питания Р2, выключая зарядное устройство.
В принципе, звуковой индикатор во второй схеме можно не удалять, а использовать 2 микросхемы К561ЛА7. Одну на схему таймера выключения нагрузки, а вторую – звуковое оповещение состояния перегрузки. Если использовать микросхему К176ЛА7, то питание на неё необходимо подавать +9В через параметрический стабилизатор.