Как думаете, сколько цилиндров может быть у самого многоцилиндрового дизеля? 12? 16? 24? А как вам 112 цилиндров? Который кушает 1700кг солярки в час?)
К написанию этой статьи меня подтолкнули комментаторы прошлой статьи про суда на подводных крыльях. Несмотря на то, что суда полностью делаются в России, на них стоят дизели иностранного производства, и расползается по стране мнение, что своих судовых дизелей у нас нет.
Но это не так. Машиностроительный завод "Звезда" производит судовые дизели большой мощности от 1000 л.с. и больше, и на наши СПК всегда можно воткнуть дизель М-401 мощностью 1000 л.с. Так почему не ставят? Потому что ресурс дизелей MAN или MTU заявлен в 23000 моточасов, с переборкой каждые 7000 часов, а у М-401 это всего 7000 часов с переборкой каждые 3500 часов.
М-401 производится, но производители и конструкторы давно упёрлись в предел его совершенствования, поэтому с ним всё так печально. М-507 имеет те же проблемы с низким моторесурсом около 3500 моточасов до переборки, максимальная мощность 10000 л.с., состоит из двух отсеков, соединенных вместе реверс-редуктором. Каждый отсек дизеля представляет из себя семь 8-цилиндровых блоков, звездообразно расположенных вокруг одного коленвала. Звездообразное расположение цилиндров серьёзно снижает массу изделия, так как на 7 цилиндров приходится одно колено коленвала. Блоки алюминиевые, ГБЦ тоже. Никаких ременных или цепных приводов клапанов, всё работает через валы и шестерёнки, обеспечивая повышенную надёжность. Рабочие обороты - 2000 об/мин. Система смазки -с сухим картером, пуск - сжатым воздухом. Удельный расход топлива - 230г/кВт/ч, что далеко от рекорда по экономичности, но вовсе не фатально, ведь главное преимущество этого дизеля - его относительная компактность при большой выходной мощности: габариты ДШВ 7000х1820х2490мм.
Куда же будут ставить этого монстра? Самый многоцилиндровый дизель установлен на малых ракетных крейсерах проекта 22800 "Каракурт", а также М-507 предназначен для переоборудования малых ракетных крейсеров типа "Буян-М", на которых в настоящее время стоят иностранные дизели.
Если будете искать информацию по дизелю М-507 в интернетах - наткнётесь на разные данные о мощности. Дело в том, что у М-507 существуют различные модификации, такие как М-507А, М-507Д и другие. Как и любой двигатель, его можно дросселировать и форсировать в зависимости от необходимости. По информации из открытых источников, для оборудования современных ракетных крейсеров уже произведено и поставлено 14 дизелей М-507 в промежутке с 2018 по 2022 год, двигатель производится серийно.
Почему же он такой странный и зачем ему 112 цилиндров? Напрашивается простой вывод: для простоты. Скорее всего, "Звезда" решила не изобретать новый велосипед, а соединить вместе два дизеля и снимать крутящий момент в месте их соединения, что более чем разумно с точки зрения экономии трудовых ресурсов и производственных мощностей. Блоки те же, что применяются и на других дизелях - по 8 цилиндров, не надо выдумывать новые литейные формы. Если надо получить 5000 л.с. - просто берём половинку этого дизеля, по отдельности они тоже прекрасно работают.
В России ничего нет, говорили они...