Найти тему
Boris Vinogradov

Полуостров Рыбачий и Средний. Путешествия на край земли. Сезон 2021

Полуострова Рыбачий и Средний - заветная мечта любителей бездорожья, ежегодная цель многих авто и мото клубов, а по сути своей, тысячи квадратных километров природной красоты Севера. Сезонность июнь-октябрь. В июне зависит от того, насколько теплый был май, и пробивал ли дорогу трактор к базам (Китовый берег например), а в октябре насколько рано холодает и покрывается льдом многочисленные лужи. Первую поездку летом 2021 нам удалось осуществить 11 июня, - май и начало июня были теплыми, дорога пробита, а крайнюю в конце сентября, в октябре уже не поехали. В июне местами по обочинам сугробы были выше крыши внедорожника. К чему нужно быть готовыми в первую очередь: 1. Автосервисов, тех помощи нет, рассчитывайте только на свои силы, - с собой запас необходимого инструмента, стяжки пластиковые разных размеров, изолента, компрессор, комплект для ремонта колес, запаску (лучше две), ну и само собой, проверенный автомобиль. 2. Мобильной связи нет практически. В нескольких местах ловит мегафон очень слабо, либо мобильная сеть Норвегии. Карту покрытия мобильной сети можно посмотреть в сети. Важные звонки завершайте до выезда с Титовки (крайняя точка асфальта и безумно вкусная кулебяка с палтусом) и рассчитывайте, что вас не будет на связи столько дней, сколько вы будете на Рыбачьем. 3. Магазинов, заправкок нет тоже. С продуктами понятно. Питьевую воду, по сути, можно брать из любого ручья, - чистые. Расход топлива у вас будет раза в два больше обычного, - передвижение на небольшой скорости, перевалы, гористая местность. Берите с собой запас. 4. Лужи. Местами это похоже больше на небольшие пруды). С разгона в них точно въезжать не нужно. Многие лужи по высоте на уровне середины капота Прадо/Паджеро. Без шноркеля можно, если умеете. Смотрите колею въезда/выезда, оптимально проверять глубину и траекторию (под водой еще и валуны встречаются). Как вариант подождать кого-то из местных, кто проедет перед вами, - летом трафик довольно плотный. 5. Оптимально ездить минимум 2мя машинами. Кроме как друг на друга, по сути, надеяться не на кого. Гиды, кто едет с туристами не сможет бросить свои дела и заниматься вами. А они составляют основной авто трафик на полуостровах. 6. Служба рейнджеров. Появляется все чаще, сморят пристальней, начинают штрафовать. Тут все просто, - будьте людьми, не паркуйтесь на зеленке, не бросайте мусор и не занимайтесь браконьерством). 7. Сложно уехать и тянет обратно. Без преувеличения. С группами посещал Рыбачий за лето раз 20, и с нетерпением жду следующего сезона. Там живется как-то иначе. Это нужно прочувствовать. Если располагаете временем и есть возможность остановиться лагерем, - планируйте поездку дней на 5. В таком графике сможете пожить по дню в красивых местах, никуда не торопясь. Если времени меньше, планируйте 3. По более/менее безопасному маршруту проедете Средний по периметру и Рыбачий радиально до Немецкого (край земли), Кекурского (там просто фантастические черные скалы). Со стоянками на ночь. Когда лучше? В июне еще местами сыро. Как только начинаются теплые дни, появляются комары в огромном количестве, до августа. В июне и июле как бонус полярный день. В путешествиях выручает, - все время светло. Но для многих непривычно, когда в 2 часа ночи светит солнце). Но ночью солнце особенное. Хотя бы раз стоит увидеть. В августе еще довольно тепло, день продолжительный и появляются грибы, ягоды - морошка, голубика, черника и к сентябрю брусника. На мой взгляд, оптимальное время август, но в любой месяц свои прелести. Медведей немного, к людям не выходят. Если повезет, можно встретить стадо диких оленей, касаток либо кита в заливах у побережья. Из достопримечательньностей самое главное, - это природа. Она разная, от обширных песчаных пляжей до скал, лес и тундра. Историей Второй мировой войны все пропитано - события происходили героические, к ним нужно чуткость и уважение. По возможности следует посетить Муста-Тунтури и дедушку Юру, - хранитель истории этих мест. На Дастерах, Тигуанах лучше не ездить. Да, встречаются экземпляры, иногда даже успешно проезжают, но не всегда возвращаются своим ходом. Машина в аренду зачастую выходит боком - если сломается на Рыбачьем, эвакуация на ваших плечах, а она стоит баснословных денег, от 80000 рублей. Обычный эвакуатор туда не поедет, только спец техника. Поэтому ответственно подходите к подготовке автомобиля перед поездкой. Из практики - лопнувшие пружины, рваные колеса, закисшый ингибитор АКПП, потерянный номер в ручьях (крепите стяжками). Из наблюдений - вырванные шаровые, пробитые картеры двигателя, АКПП. Подведу итог: ехать однозначно нужно, места стоящие и уникальные. Но к поездке нужно отнестись крайне ответственно, а в поездке бережно к природе. И Север вас вознаградит незабываемыми впечатлениями. До встречи на дорогах Кольского!