"Несомненно, Банкей должен считаться одним из величайших дзенских мастеров, которых Япония когда-либо являла миру," - так пишут о великом монахе XVII века Банкее Етаку. Он не оставил после себя никаких записей, разъясняющих суть своего учения Дзен, и при жизни отдавал строгие приказы, никому не позволяющие низводить его учение до уровня письменных знаков, однако его последователи были не в силах вынести мысль о том, что слова и деяния их мастера могут остаться незаписанными. Банкей известен прежде всего своими проповедями, которые он неустанно проводил для своих многочисленных учеников, устремлявшихся к нему со всех концов Японии.
Главное в учении Банкэя - это образ Нерожденного (на японском "фусе"). Нерожденное - это наша собственная природа, она же - природа Будды. Она не рождена, а значит, она и бессмертна. Суть учения в том, что нет нужды что-то делать с Нерожденным, например, реализовывать его или обретать его. Надо лишь прочувствовать его присутствие "здесь и сейчас". На самом деле, это Нерожденное даже ближе к нам, чем наше привычное "я", то есть эго. Залогом этой близости Нерожденного является осознанное и непосредственное восприятие окружающего. Коаны не являются обязательным условием для приближения к Нерожденному, для этого достаточно просто пребывать в Нерожденном, жить им и жить в нем. Переживание глубокого ощущения Нерожденного как непрестанного присутствия собственной природы и есть Просветление или Пробуждение.
В этом плане учение японского мастера схоже с традицией индийских йогинов-махасиддхов в их учении о "сахаджа", то есть изначально и всегда существующей внутренней природы без наносного искусственного самоотождествления. Оно также схоже с тибетской практикой Дзогчэн, нацеленной на постижение природы сознания, как непрерывного присутствия в естественном состоянии или в изначальном состоянии ("ригпа"). Тибетская ригпа, по сути, и есть изначальная природа каждого существа, все остальное - лишь иллюзорное зеркальное отражение этой природы. Об этой сути Нерожденного Банкей в своих проповедях говорил очень просто и доступно, поэтому в монастырях, где он временно обосновывался, собиралось огромное множество монахов со всей страны. Вот, некоторые отрывки:
🔹️ "Будучи еще довольно молодым человеком, я постиг Нерожденное и распознал его отношение к мысли. "Мыслью" мы называем то, что уже отдалилось на несколько шагов от живой реальности Нерожденного. О монахи, если бы вы просто жили в Нерожденном, мне нечего было бы рассказать вам о нем, а вы бы и не пришли сюда слушать меня. Однако в своей нерожденности и чудесной всеосвещающей силе, присущей сознанию Будды, оно с готовностью отражает все проходящие перед ним вещи и превращается в них; так сознание Будды обращается в мысль.
Ни один из вас не является непросветленным. Прямо сейчас все вы сидите передо мной как Будды. При рождении каждый из вас получил от своей матери нерожденное сознание Будды, наделенное чудесной всеосвещающей мудростью. Но несмотря на это, привязанность к своим желаниям заставляет вас стремиться к тому, чтобы все было по-вашему. Вы теряете свой покой, гневаетесь, становитесь раздражительными и агрессивными, а затем думаете: "Я вовсе не выходил из себя. Этот человек не слушал меня. Это он, оказавшись столь неразумным, заставил меня сорваться". Так-то вот вы и превращаете свое бесценное сознание Будды в вечно сражающегося демона-асура. Если вы обращаете все свое внимание на какую-то безделицу и окружаете ее бешеным круговоротом мыслей, то вы можете, в конце концов, настоять на своем, но после этого вы уже не понимаете в своем неведении, сколь бессмысленно было вовлекать себя в подобную круговерть. А так как неведение является причиной перерождения в облике животного, то, покинув жизненно важное для вас сознание Будды, вы уже обращаете себя в самое что ни на есть настоящее животное.
Вы - собрание нерожденных сознаний Будды. И если кто-нибудь из вас подумал: "О нет, только не я. Я не просветлен", то пусть он выступит вперед и ответит мне: "Что делает человека непросветленным?" В действительности, здесь нет непросветленных людей. Тем не менее, после этой проповеди вы, выйдя из зала, можете натолкнуться на что-то, что вам не понравится, и если вы зацепитесь за это, начнете волноваться, выставлять наружу свои колючки, то из-за своей привязанности к себе вы опуститесь в иллюзии, а ваше сознание Будды обернется демоном-асуром.
Пока вы не преображаете свое сознание Будды и просто как вы есть живете в Нерожденном, вы не являетесь непросветленным и не омрачены иллюзиями. Когда же вы обращаете свое сознание Будды во что-то иное, вы становитесь невежественным, опутанным иллюзиями. Итак, что бы ни происходило, оставьте все как есть. Не беспокойтесь из-за этого. Оставайтесь как есть в своем сознании Будды, не обращая его во что-либо иное. Если вы последуете моему совету, то иллюзии не ослепят вас, и вы будете постоянно пребывать в нерожденном сознании. Вы - живой, дышащий, твердо стоящий на своих ногах Будда. Разве вы не видите? Прямо под рукой у вас неисчислимое сокровище.
В Нерожденном абсолютно все противоречия разрешены. Но когда вы говорите "Будда", вы уже отдалены на несколько шагов от места пребывания Нерожденного. Пребывание в Нерожденном - это пребывание в источнике всех Будд. Все восходит к Нерожденному и начинается в нем, все Будды прошлого обрели свою самореализацию в нерожденном сознании Будды, и все Будды будущего обретут ее в нем. Утвердив себя в Нерожденном, вы обретаете способность прозревать сердца других людей. Только в Нерожденном Дхарма Будды постигается полностью. Если вы постигнете Нерожденное, то, кто бы вы ни были, вы станете истинными наследниками Дхармы, и где бы вы ни находились, это место и есть место вашей полной самореализации".
🔹️ "Я много скитался по всей стране и тратил свое время и силы на аскетические упражнения, а все потому, что хотел открыть свое сознание будды. Однако моя аскеза привела меня к тяжелой болезни, и я на себе узнал все, что связано с болезнями. Каждый, кто рождается в этом мире, получает телесную форму, и в связи с этим подвержен болезням. Но вы не будете обеспокоены страданием, которое обычно сопровождает болезнь, если вы утвердитесь в нерожденном сознании Будды. Болезнь и страдание различны: болезнь есть болезнь, страдание есть страдание. Будучи изначально нерожденным, сознание Будды не затронуто ни болью, ни радостью. Поскольку оно является нерожденным, сознание Будды совершенно не привязано к мыслям, а так как единственно возникновением мысли обусловлено ощущение и боли, и радости, то до тех пор, пока сознание Будды пребывает как есть в своей изначальной нерожденности, необеспокоенное и непривязанное к болезни, оно не испытывает страдания. Но если при возникновении мысли вы начинаете беспокоиться о своей болезни, вы сами создаете себе страдание; вы обращаете свое сознание Будды в страдание. Даже адские страдания ничем не отличаются от этого состояния.
Изначально нерожденное сознание Будды свободно от всех мыслей, поэтому до тех пор, пока человек не ведает о нерожденности сознания Будды, он страдает оттого, что обращает его в мысль. Сколь бы громогласно ни отрицал он свое страдание, его отрицание как фраза "я не испытываю страданий", является всего лишь абстрактным определением, выведенным из его мыслей. Он никак не может быть непривязанным к страданию, но может считать, что он не испытывает страданий, поскольку не утвердился еще в нерожденном сознании Будды, что не привязано к рождению и смерти, каковые суть причина страдания".
🔹️ "Поскольку сознание Будды является Нерожденным, оно не имеет ничего общего ни с сансарой, ни с нирваной. Если смотреть на них из Нерожденного, они подобны призрачным теням. Но если тот, кто вчера еще был погружен в сансарическое бытие, осознает сегодня свою ошибку и перестанет обращать на это свое сознание Будды, то он станет пребывать в сознании Будды, освободившись от всего, что связано с сансарой. Когда физическим элементам его тела придет время рассеяться в смерти, он полностью отдаст свое тело этому рассеянию и умрет без сожалений и привязанностей".
🔹️ "Все Будды, Бодхисаттвы вселенной и все в этом мире людей наделены нерожденным сознанием Будды. Но не ведая о том, что вы обладаете сознанием Будды, вы пребываете в иллюзиях. Почему вы омрачены иллюзиями? Из-за вашего эгоизма. Если ваш сосед распространяет о вас какие-то слухи, то вы злитесь, негодуете. Так выходя из себя, вы обращаете свое единое сознание Будды в пагубную сферу бытия сражающихся демонов-асуров. Если же ваш сосед похвалил вас, то это вызовет у вас радость, даже если вы ничем не заслужили такой похвалы, и радость ваша исходит из все той же эгоистической привязанности к себе.
А теперь остановитесь и взгляните на то, откуда появилось это ваше "я". Когда вы появились на свет, ваши родители не дали вам никаких мыслей, но одно только сознание Будды. Потом, когда у вас сформировался разум, вы, наблюдая за тем, как другие люди совершают дурные поступки, и слушая их невежественные речи, переняли у них все это. К тому времени, когда вы повзрослели, эти пагубные привычки уже очень глубоко укоренились в вас. Теперь, потворствуя себе и своим предвзятым представлениям, вы обращаете свое сознание Будды на путь демонов-асуров. Если вы жаждете того, что принадлежит другим людям, вы вступаете на путь голодных духов и обращаете свое сознание Будды в эту сферу бытия. Вот, что известно как перерождение.
Если вы полностью поймете смысл того, что я только что сказал, и не станете гневаться, не будете думать о том, что вы должны чем-то овладеть, или считать, что что-то другое вам не нравится, то это и есть, в сущности, нерожденное сознание Будды. Тогда Вы будете живым Буддой.
Я всегда говорю людям о сознании Будды. Делаю я это потому, что сам я, будучи еще юношей, очень упорно пытался постичь сознание Будды. Я искал помощи у буддийских учителей, беседовал с ними и расспрашивал их о разнообразных сомнениях и неопределенности, что я чувствовал. Никто из них не смог мне помочь. Поэтому я продолжал вести очень суровую аскетическую практику. Я занимался дзадзэн. Я удалялся в горы и подвергал себя тяжким испытаниям. Но все это нисколько не помогло мне. Я не продвинулся хоть сколько-нибудь ближе к пониманию сознания Будды. В конце концов, когда мне исполнилось двадцать шесть лет, оно внезапно явилось мне, и я достиг своей самореализации. С тех пор я возвещаю о сознании Будды всем людям.
Со слов моих вы можете понять, что моя практика продолжалась на протяжении многих долгих лет, и что я постиг свое сознание Будды только после великих трудов. Но вы легко можете постичь свое сознание Будды прямо сейчас, не прибегая для этого к такой длительной и небезопасной для вашего здоровья практике. Изначально в вас нет никакой омраченности, но вы позволяете своим нечаянным ошибкам обращать ваше сознание Будды в мысль. Вор, например, сперва крадет только какие-то безделицы. Затем он приходит к выводу, что воровство является на удивление удобным способом приобретения различных вещей. Поэтому он выходит за пределы мелких краж и становится законченным грабителем. Однако, в конце концов, его выслеживают, связывают, бросают в тюрьму, и ему приходится предстать перед лицом закона. Когда же после этого его подвергают наказанию, он забывает обо всех своих преступлениях и гневается на слуг закона за то, что они так суровы с ним. Я уверен, что вы согласитесь со мной в том, что он очень заблуждается. Он обратил свое сознание Будды на путь голодных духов и животных".
🔹️Напоследок, одна из множества историй о Банкее. Когда умер Мастер Банкей, один слепой, живший рядом с храмом, рассказывал своему другу: "Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека, поэтому я сужу о нем по звуку его голоса. Обычно, когда я слышу, как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также тайный голос зависти. Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своем собственном мире он остается в выигрыше. Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только искренность. Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья; когда он выражал печаль, то единственное, что я слышал, была печаль".