28 февраля телеканал «Россия» анонсировал премьеру исторической драмы «Елизавета». Однако в силу хорошо известных причин показ одного из самых долгожданных зрителями проектов ВГТРК уже пять раз переносили.
Теперь же премьера объявлена в шестой раз. Очень хочется верить, на этот раз переноса не будет, и в ближайший понедельник, 11 апреля зрители увидят начало художественного фильма об одном из самых интересных периодов в истории нашей страны.
Небольшой экскурс в историю! 28 января 1725 года стал последним днем жизни императора Петра I. Но еще накануне его сенаторы и генералы долго и упорно решали, кто станет новым правителем России? Претендентов было двое: внук Петра – Перт Алексеевич, которого поддерживали князья Василий Долгоруков, Михаил Голицын и Никита Репнин. А вторым претендентом была супруга Петра - Марта Скавронская, ставшая по воле великого самодержца императрицей Екатериной Алексеевной.
Ее кандидатуру активно поддерживали светлейший князь Александр Меншиков и Петр Толстой, которые ранее участвовали в пытках цесаревича Алексея, и теперь при возможном воцарении его десятилетнего сына сильно опасались за свою жизнь. В итоге позиция и реальная власть светлейшего князя сыграли главенствующую роль, и потому на российский престол взошла вдовствующая императрица Екатерина Алексеевна.
Используя терминологию советской эпохи, это была пятилетка безвластия. Ведь за спиной «карманных императоров» Екатерины I (1725-1727), а затем малолетнего Петра II (1727-1730), предпочитавших бесконечное веселье, застолье и гиперактивную личную жизнь, страной правили вначале Александр Меншиков, а затем члены Верховного тайного совета во главе с князьями Долгоруковыми – Василием Лукичом и Василием Владимировичем и бароном Андреем Остерманом.
Зимой 1730 года, за две недели до своей свадьбы с княжной Екатериной Долгоруковой, 14-летний император Петр II заразился оспой и 19 января скончался. Это был последний в то время представитель династии Романовых по мужской линии, и потому Верховный тайный совет и, в первую очередь, реальные правители России князья Долгоруковы остановили свой взор на двух женских кандидатурах: 20-летней дочери Петра I – Елизавете и 37-летней Анне – дочери родного брата Петра, Иоанна Алексеевича.
Вполне естественно, выбор князей Долгоруковых пал на новую «карманную кандидатуру» - герцогиню Курляндии. Ведь Анна Иоанновна жила в Митаве (Елгава), была весьма далека от реалий столичной жизни и не пользовалась в народе такой популярностью, как уже единственная в то время дочь Петра.
Князья Долгоруковы предложили герцогине Курляндии статус новой императрицы России в обмен на подписание главенствующего документа «Кондиции», который на 99% ограничивал ее власть и выделял Анне только слуг и фрейлин при дворце и минимальные средства на личные расходы. Однако, прибыв в Москву, и заручившись поддержкой Преображенского полка, Анна Иоанновна на глазах у обалдевших князей Долгоруковых разорвала представленные ей для подписания «Кондиции» и стала реальной правительницей страны.
Вскоре из Митавы в Москву прибыл ее камергер и любовник Эрнст Бирон, а затем его жена и сыновья. Так в России началась десятилетняя эпоха правления Анны Иоанновны Романовой (1730-1740). А князья Долгоруковы, вслед за изгнанным ими ранее Александром Меншиковым, так же отправились в пожизненную ссылку на Урал.
Сегодня гостьей авторского канала ДЗЕН «Мир современного кино» будет исполнительница роли Анны Иоанновны – очень красивая и талантливая актриса и, одновременно, уже многодетная мама Светлана Смирнова-Кацагаджиева.
Добрый день, Светлана. Огромное спасибо за ваше согласие на создание интервью. Первый вопрос о вашем служении санкт-петербургскому театру Поколений. Расскажите, пожалуйста, о спектаклях театра с вашим участием, какая роль самая любимая и почему?
Добрый день! Моя жизнь тесно связана с Театром Поколений, я оказалась в студии при театре еще в 9 лет, поэтому Театр Поколений для меня не просто место службы, это мой дом, моя семья.
Это один из старейших лофт-театров Петербурга, как сейчас говорят, в прошлом году мы отметили тридцатилетие. В труппе я с 2005 года, и за это время, конечно, было выпущено много спектаклей, и я стала частью большинства из них. От Шекспира до самосочиненных, то есть вышедших из импровизаций.
Я никогда не отвечу на вопрос – какой спектакль любимый, это все равно, что пытаться ответить, кого из своих детей ты любишь больше? Марина Цветаева в «Сказке матери» дает вполне развернутый ответ. Я бы дала немного другое определение – одним из наиболее волнительных является мой моноспектакль «Патриотизм» по одноименной новелле Юкио Мисимы. Люблю его, очень люблю (спектакль), но боюсь. Вообще каждый актер, как мне кажется, должен пройти через «испытание» моноспектаклем, это безумно трудно, но и не менее интересно.
Сегодня ваша фильмография насчитывает свыше пятидесяти различных ролей. И хотя в этом интервью главенствующей темой является предстоящая премьера «Елизавета», один из ваших проектов я полюбил безгранично и готов пересматривать снова и снова. Вполне естественно, это сериал Зиновия Ройзмана «Серебряный Бор», прошедший на Первом канале в декабре 2017 года.
Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Анастасия Микульчина, Вера Шпак, Алина Ланина, Дарья Циберкина. Такое фантастическое созвездие молодых, талантливых и очень красивых актрис, чьи героини становились женами или подругами трех сыновей генерала МВД Архипова. Расскажите, пожалуйста, о создании этого проекта? Какие воспоминания остались у вас о творческом процессе съемок?
Конечно историческое кино – это всегда раж и азарт, костюмы, прически, макияж, реквизит и т. д. все до мелочей и без исключения. А «Серебряный Бор» - это временной скачок в не такое уж и далекое прошлое, у которого есть много свидетелей, которых можно помучить расспросами.
Крупный проект и огромное количество людей в кадре и за кадром, прекрасных партнеров и любящих свое дело сотрудников цехов. Замечательный Зиновий Александрович Ройзман, для которого я еще с проекта «Снайперы. Любовь пол прицелом» осталась не иначе, как «чумазиком». Одной из самых смешливых смен стала съемка сцены в больнице, как это ни парадоксально, всех очень смешила эта перебинтованная «шапочкой» голова.
В премьере «Серебряный Бор» вы сыграли роль продавщицы ювелирного магазина Ирины – несостоявшейся жены майора Павла Архипова (Михаил Пшеничный). Добрая, нежная, заботливая, искренняя, настоящая… Именно такой запомнилась ваша героиня в этом замечательном сериале. Один раз она простила обман любимого человека во время их «случайного знакомства» при проведении милицейской операции под прикрытием.
Но, второй раз чрезмерное увлечение бывшей женой родного брата простить уже не смогла. Но, даже после расставания Ирина также нежно называла уже чужого мужа – Пашка. Какое место занимает роль Ирины в вашем сердце и душе?
Ирина – это мое детище, и я ее очень люблю, она уже часть меня, так же, как и все остальные мной уже созданные роли. И наверно, на этот вопрос я бы ответила точно так же, как и на вопрос о любимой роли в театре. Невозможно выделить какую-то одну роль, они совсем разные, и мне нравится это в моих ролях, то что они кардинально порой отличаются друг от друга. И, как актриса, я стараюсь в своей работе тоже на этом акцентировать внимание, чтобы мои героини, мои персонажи были совершенно разными, независимо от того, хорошие они или плохие, если так вот банально выделять.
Конечно, Ирина совсем другая! Она отличается от меня самой, наверно тем, что она более наивная что ли? Она очень открытая и очень доверчивая. Именно поэтому Ирина попадает в такие жизненные перипетии. Я ей сочувствую, безусловно, сочувствую и в какие-то моменты я ее ругаю, потому что она поступает не так, нельзя настолько доверять людям. Но в этом ее прелесть и очарование.
Теперь о кастинге премьеры «Елизавета». Были ли другие претендентки на вашу роль Анны Иоанновны, а также на роли Елизаветы, ее старшей сестры Анны и княжны Юсуповой, которые в итоге сыграли Юлия Хлынина, Алиса Лозовская и Ангелина Поплавская?
Претенденты были конечно, безусловно, бесспорно и все оставшиеся подходящие под это определение эпитеты. Их не может не быть в таком масштабном проекте у такого режиссера, как Дмитрий Иосифов. Но я их не знаю, не пересекались, расспросов не вела.
Ваше отношение к образу Анны Иоанновны? Ведь ваша героиня прославилась своим пристрастием к охоте, созданием дворцового театра, итальянских опер, первой в России балетной школы, бесконечными утехами боев шутов и карликов и, одновременно, возрождением Тайной канцелярии, которую упразднила Екатерина I. Какой видите свою героиню вы?
Когда играешь злого, ищи, где он добрый. Конечно, когда тебе в руки попадает такой персонаж, довольно-таки кровавый, будем так ее называть, все твое существо отрицает какие-либо черты этого персонажа, этого человека, этой персоналии в твоем организме, которому предстоит стать ею на время.
Но опять-таки повторюсь, когда играешь злого, ищи, где он добрый, и это основа основ в работе. Поэтому, конечно, в первую очередь, мне пришлось стать адвокатом роли. Мне пришлось искать доказательства ее правоты для нее самой. Ведь человек поступает, так или иначе, имея на то свои причины. В общем, мне, пришлось нелегко, потому что Анна Ивановна не сильно положительный персонаж. Но ее я тоже смогла полюбить, это правда.
Есть ли расхождение между событиями, представленными в премьере с историческими реалиями? Если есть, то насколько они значительны?
Да конечно, есть! В любом художественном фильме, не исключая и тех, что основаны на реальных событиях. В художественном фильме всегда есть место вымыслу.
Я не буду вдаваться в подробности и конкретизировать какие-то исторические моменты. Но это же интересно побродить в лабиринте фильма и выйти из него победителем, разгадавшим заложенный смысл.
Если зрителю захочется именно правдоподобности, для этого он смотрит совершенно другие фильмы, для этого существуют другие фильмы, они называются документальные.
Например, была у Анны Иоанновны такая привычка, такая черта, она любила пострелять из окна. И поэтому в каждой комнате, в каждом зале дворца у окна непременно стояло заряженное ружье. Но на расставление акцентов на таких мельчайших подробностях просто не хватит эфирного времени.
Последний вопрос традиционный! В каких новых проектах мы увидим вас в ближайшее время?
Новые проекты конечно будут! Все мы, безусловно, ожидаем премьеру «Елизавета». Это из самого ближайшего.
Чуть более далекое будущее – 9 мая, Первый канал «Диверсант. Идеальный штурм».
У меня здесь главная женская роль Илсе Бремер. Не буду раскрывать все секреты, ближе к времени премьеры пойдет информация об этом фильме.
И не так давно, в декабре была премьера на ТВЦ «Доктор Иванов». Уже снято продолжение еще шестнадцать серий, ждем их выхода.