Когда Burberry, Stella McCartney и H&M обещают помочь устранить повсеместное загрязнение планеты, отказываясь от использования натурального меха или кожи, пластиковых пакетов мы оглядываемся на саму проблему, в которой ничего так и не изменилось, мы задаемся вопросом как же мода может привести нас к чистой планете? Как мы можем исправить моду? Мало того, что в последние несколько лет в отрасли появились этические демоны — обвинения в расизме, сексизме, эйджизме, каждый год швейная промышленность производит от 100 до 150 миллиардов предметов одежды(в мире всего около 7 миллиардов человек), и из всего этого мы узнаем, что крупные бренды в конечном итоге уничтожают тонны в своей продукции.
В настоящее время около 87 процентов из 53 миллионов тонн одежды, производимой в мире ежегодно, сжигается или сбрасывается на свалки, менее 1% материалов, используемых для создания одежды, перерабатываются в новую одежду. Burberry например уничтожила более 38 миллионов долларов одежды, сумок, духов, обуви: те самые вещи, которые блестят на подиуме и на витринах бутиков. Сжигание не проданной одежды является одним из открытых секретов моды. В последние несколько лет Richemont, компания которой принадлежат Cartier, Chloé, а также Céline и Chanel, подвергались критике за уничтожение своей одежды.
«87 процентов из 53 миллионов тонн одежды, производимой в мире ежегодно, сжигается или выбрасывается на свалки.»
Каждый крупный модный дом либо делает это, либо сделал это. Зачем?
Потому что роскошные модные дома хотят сохранить признак редкости и предпосылку к эксклюзивности. Если бренд начнет снижать цены на старые коллекции, их одежда станет такой же доступной как масс маркет, что недопустимо для гигантов моды, так как их первостепенная задача сохранять «роскошь» в своих вещах.
Кроме того, если "роскошные" продукты станут слишком доступными, они с легкостью попадут в руки мошенников, которые в свою очередь фальсифицируют вещи модных домов и занимаются их продажей . Черный рынок в 450 миллионов фунтов стерлингов не просто незаконен-он приводит к тому, нелегальные иммигранты эксплуатируются для дешевой рабочей силы. Прибыль, из которой может финансироваться организованная преступность и торговля оружием, наркотиками и людьми.
Тем не менее, сжигание вещей, большая часть которых не поддается биологическому разложению ( молнии, синтетические ткани и пластиковые кнопки), конечно, не решение проблемы.
Общественный шок от практики сжигания этих продуктов говорит о культурном сдвиге в мире роскоши, этимология слова "роскошь" имеет пророческий смысл того, что он будет означать в 21 веке. "Роскошь" берет свое название от латинского слова "luxus", что переводится как "избыток".
"При сегодняшних темпах текстильная отрасль, по прогнозам, выпустит более 20 миллионов тонн пластиковых отходов в океан к 2050 году. По прогнозам, к 2030 году мы будем использовать ресурсы двух Земель, а спрос на одежду, как ожидается, вырастет на 63 процента.
Сегодня слово "роскошь" используется для описания всего-от апартаментов в отеле до продуктов в магазине. В настоящий момент внятное определение роскоши стерто. В Hermès, например, все делается вручную, а это значит, что бренд контролирует свою цепочку поставок и производит фиксированное количество продуктов в год — отсюда и пресловутые очереди. У французского бренда также есть инициатива под названием "petit H", суть проекта —максимально снизить число неиспользуемого материала, остатки материала обычно идут на изготовление визитниц, брелков и тп.
Молодое поколение дизайнеров не только использует перерабатываемые ткани, но и не забывают о самом дизайне. Ричард Мэлоун известен своей яркой, скульптурной женской одеждой, но что не так очевидно, так это то, что материалы, которые он использует, часто являются переработанными тканями, сделанными из отходов океана, рыболовных сетей, пластиковых бутылок и акрилов из старой школьной формы. Он также работал с сообществом женщин-ткачей в Индии, поручая им делать яркие, экологически чистые цвета, которые окрашиваются естественным образом с низким потреблением воды – не то, что вы могли бы сказать по насыщенным оттенкам в его коллекциях. И Ричард является лишь одним из примеров нового поколения молодых дизайнеров, которые неявно и делают одежду с надеждой хотя бы от части исправить глобальное загрязнение.
"Вопрос один. Каково здесь решение? Для многих брендов это циклическая экономика, где продукты и материалы восстанавливаются, регенерируются и повторно используются.»
H&M даже объявили о впечатляющем обязательстве быть полностью круговой и возобновляемой к 2030 году.
Это также требует широкого охвата рынка перепродажи, который растет с ростом таких компаний, как RealReal и Vestiaire Collective, которые предлагают проверенную подержанную дизайнерскую одежду и предметы роскоши.
В апреле Стелла Маккартни запустила партнерство с RealReal, которое поможет придти им к круговой экономике. Идея заключается в том, что когда вы загружаете продукт Stella McCartney на платформу перепродажи, вы зарабатываете ваучер £100, чтобы потратить на что-то новое от дизайнера. Это относительно просто, но однозначно гениально.
Ясно, что индустрия моды по-прежнему служит потребителям, многие из которых ценят цену, новизну, качество и дизайн больше, чем они ценят этические соображения своих решений о покупке. Вам нужно только посмотреть на ненасытный аппетит к быстрым модным ритейлерам, таким как Boohoo, Miss Guided и ASOS, чтобы увидеть, что молодое поколение всегда будет идти на недорогой продукт вместо осмысленно разработанных, изготовленных и переработанных альтернатив, особенно если они знают, что "роскошные" бренды так же доступны, как и быстрая мода.
Теперь сами бренды, особенно амбициозные, должны установить эталон того, что действительно роскошно — что-то с достойным происхождением, продуманным дизайном и несколькими жизнями впереди.