Найти тему
Меч зари 🗡

Грани Дюны

Корабли КАНКИТ на Каладане, леди Джессика и герцог Лето Атрейдес
Корабли КАНКИТ на Каладане, леди Джессика и герцог Лето Атрейдес

"Дюна" - эпопея американского писателя-фантаста XX века Френка Герберта и его приемников - Брайна Герберта и Кевина Андерсона.

Не смотря на то, что большинству, история стала известна весьма поздно, благодаря Девиду Линчу, серия книг, по скромному мнению дилетанта, не только не уступает, но в некоторых моментах даже превосходит лоры других произведений, подобного жанра.

Произведение имеет свой собственный характер, т.к. создано не в духе русских литераторов XIX века, которые стремятся показать становление личности, глубокий психологизм или внутренний мир героя. Персонажи Герберта достаточно плоские, почти не подвержены изменениям, кроме может быть, самого Пола. Но даже он сходит со страниц уже к концу "Мессии Дюны".

Разница во времени между событиями книг насчитывает десятки лет. За счёт этого у автора получается запечатлеть не жизнь отдельного человека, а жизнь Вселенной, развитие человеческой истории в общем. У Герберта она сама является живым организмом, который и является "главным героем". Одним из фундаментальных элементов в исторической науке является выстраивание причино-следственных связей, которые позволяют проследить весь процесс развития.

Мир "Дюны" это мир постоянных противоборств и граней, которые сталкиваются между собой и именно на этом и выстроен весь сюжет.

Начнём с элементарного.

Жанр

В цикле невозможно понять, чем он является, фэнтези, научной фантастикой или даже антиутопией.

На фэнтезийный жанр может указать, прежде всего, описанный, чисто феодальный строй империи. Присутствует четкая, вассально-ленная система, характерные для эпохи европейского средневековья.

Существует титулованная знать с четкой иерархией: герцог - барон - граф - император. Собственно и завязка сюжета происходит именно на почве феодальных отношений. Император, власть которого представляет собой ни что иное как абсолютную монархию в чистом виде, готов пойти на всё, лишь бы сохранить свою власть. Дабы не допустить усиления аристократии в своём наделе (в случаи Дюны, целой планеты), производятся регулярные перетасовки. И в таком случаи, знать не видит никакого смысла в том, чтоб действовать на благо надела. Скорее на оборот, он будет делать всё, чтоб за короткий промежуток времени, выкачать из него все ресурсы и как можно больше обогатиться. Подтверждение - барон Виктор Харконнен, который ради собственного обогащения превратил целый мир в бескрайнюю, безжизненную пустыню.

Куда же деться от духовных орденов, у которых есть собственные цели. По образцу госпитальеров, мальтийцев или тамплиеров, существуют сёстры Бэне Гессирит, который по броскому выссказыванию Лето II Атрйдеса:

"сборище выживших из ума старых баб, которые как курица с яйцом носятся со своей любимой селекционной программой!"

Это же является и характерной чертой антиутопии. К ней можно отнести еще и войско сардукаров, выращенных на отдельной планете-тюрьме, в бесчеловечных условиях. Не стоит забывать и о фрименах, лишенных любой воды в принципе.

Про научную фантастику и говорить нечего, потому как тут всё на лицо: межпланетные путешествия, КАНКИТ, технологии по воскрешению мертвых, бластеры, щиты из электромагнитного поля и т.д. и т.п.

Двигаемся дальше.

Религия

Явных указаний в книгах нет, но очевидно, что в империи существует государственная религия. Предположительно это модифицированная форма христианство, т.к. в основе всего лежит Оранжевая Католическая Библия (ОК Библия). При всём этом, в обществе высоких технологий, в обществе будущего (события разворачиваются в нашем мире, но в далеком CII (102) веке н.э.), находится место кровной мести. С конца первой книги в мире Дюны начинается межгалактический джихад, движимый именем Лето и Пола. При этом верховный правитель носит титул "падишах-императора", а методы его действия вполне себе в духе классической восточной деспотии. Более того, в дальнейшем правитель еще и обожествляется и принимает титул "бог-император".

В определённый момент появляется и самое настоящее сектантство, с божком в его центре. Самим Полом Атрейдесом. Он и Квизац Хадерач, и МуадДиб. Тут Ф. Герберт решил отказаться от сюжетного клише "избранный который не знал что он избранный". Тут всё предельно понятно. Долгие годы ждали избранного, родили избранного, воспитали избранного, приняли избранного. В итоге мы получаем сектантство на Арракисе с Преподобной матерью, и культом Алии Странной и Проповедником.

Персонажи

Уже упоминалось о том, что персонажи в цикле нужны только для того чтоб двигать исторический процесс. Как, в общем-то и в жизни. В данном случаи, нам скорее приходится говорить о мотиве личности в истории. Действительно, существуют люди, которые способны сломать естественный ход истории. Но даже они не вечны.

Герцог Лето Атрейдес.  Наследственный лорд Каладана. В последствии, наместник Арракиса.
Герцог Лето Атрейдес. Наследственный лорд Каладана. В последствии, наместник Арракиса.
Барон Виктор Харконнен. Наследный лорд Арракиса.
Барон Виктор Харконнен. Наследный лорд Арракиса.

Есть Лето Атрейдес. Человек чести, человек который своих людей ставит превыше всего. А есть его антипод - Вкитор Харконнен, который является воплащением всех возможных пороков. Он разжирается до того состояния, что не может передвигаться без помощи гравиопоплавков. Он ставит собственную выгоду выше семьи и людей. Он же насилует несовершенно-летних мальчиков, один из которых:

"так похож на юного Атрейдеса".
Леди Джессика. Сестра ордена Бене Гессерит и Преподобная мать. Возлюбленная и наложница герцога Лето Атрейдеса. Мать Пола и Алии Атрейдес.
Леди Джессика. Сестра ордена Бене Гессерит и Преподобная мать. Возлюбленная и наложница герцога Лето Атрейдеса. Мать Пола и Алии Атрейдес.

Есть леди Джессика, которая во имя любви к герцогу отказывается от установок сестёр Гессера и которая ради сына, отрекается от всех своих убеждений. Её противоположность - преподобная мать Гайя-Елена Моийхам. И ровно на столько же, насколько Джессика самоотвержено борется за мужа и сына, Преподобная борется за фанатичную идею генетической программы.

Чани. Фрименка. Возлюбленная и наложница Пола Атрейдеса. Мать Лето II и Гханимы Атрейдес.
Чани. Фрименка. Возлюбленная и наложница Пола Атрейдеса. Мать Лето II и Гханимы Атрейдес.
Принцесса Ирулан Коррино, старшая дочь падишах-императора Шаддама IV. Жена Пола Атрейдеса. Сестра ордена Бэне Гессерит.
Принцесса Ирулан Коррино, старшая дочь падишах-императора Шаддама IV. Жена Пола Атрейдеса. Сестра ордена Бэне Гессерит.

На грани оказывается судьба Чани и принцессы Ирулан. Чувственное и рассудочное начало двух женщин, которые так или иначе связаны с судьбой Пола.

Подобные противопоставления можно проводить до бесконечности: Лето II и Гханима, Сафир Хават и Дункан Айдахо, доктор Юэ и Гарни Холлик.

Пол Атрейдес. Наследный лорд Каладана. В последствии, наследный лорд Арракиса. Квизац Хадерач, МуадДиб, император, Проповедник. Сын Лето Атрейдеса и леди Джессики. Брат Алии Странной Атрейдес. Отец Лето II и Гханимы Атейдес.
Пол Атрейдес. Наследный лорд Каладана. В последствии, наследный лорд Арракиса. Квизац Хадерач, МуадДиб, император, Проповедник. Сын Лето Атрейдеса и леди Джессики. Брат Алии Странной Атрейдес. Отец Лето II и Гханимы Атейдес.

Получается, что антипода нет только у главного персонажа - Пола Атрейдеса? Но противоположность Пола - это вся Вселенная, что демонстрирует читателям величину его личности. Империя, которая находилась в стагнации, состоянии абсолютно недопустимым для государственной структуры, сталкивается с непримиримостью, избранностью Пола, который меняет привычный распорядок вещей.

Но тут в очередной раз виден только мир, разрезанный на грани. Мы не видим никакого духовного развития или глубины персонажей. Они все проходят свой путь абсолютно неизменными. При всём желании невозможно увидеть в них живых "людей", потому что слишком уж они все односторонние. А Пол, персонаж который видит сквозь время, богоподобное существо, оказывается самым человечным персонажем, с внутренним миром.

Подводя итоги

Что же мы можем назвать той самой пресловутой главной мыслью, моралью всего произведения? Автор статьи, думает, что это чуть ли ни самое грустное произведение которое он читал. И при всех своих восторгах от прочитанного, ни в коем разе не хочет соглашаться с создателем книги. Ф. Герберт предполагает, что даже когда человеческая раса выйдет за пределы Земли, люди не изменится. Когда появится возможность путешествовать между звёздами, люди всё ещё будут думать только о наживе, а история бесконечно будет крутиться по кругу, отличаясь лишь достижениями научно-технического прогресса.

Ну а ваш скромный дилетант, хотел бы попросить вам не отчаиваться и всегда помнить заповеди французский просветителей, веривших в то, что смысл нашей жизни в постоянном совершенствовании души и тела. А потому, ужасы Дюны никогда не настигнут нас.