Спасибо всем, кто поучаствовал в обсуждении вчера, очень интересно было почитать!
Так вот, обещанный «правильный ответ», в кавычках, конечно, потому что о том, что послужило основой сюжета, художник прямо не рассказал.
Очень вероятно, что эта замечательная картина - иллюстрация к одноименной пьесе Александра Островского, которая была издана в 1859 году, и сразу же попала под запрет. По мнению цензоров, пьеса «Воспитанница» слишком уж живописала самодурство «отдельных крепостников» и могла оскорбить «благородные чувства дворян».
Хотя на самом деле никто из главных героев истории не крепостной, но в те годы проблема стояла остро, хватало и намека.
Несколько лет Островский добивался разрешения на постановку «Воспитанницы», и, наконец, ее разрешили представить зрителям. А через четыре года художник Николай Неврев показал свою картину с таким же названием, и герои картины очень уж сошлись с персонажами Островского. Совпадение?
Кстати, первоначальное название пьесы, которое дал ей Островский – «Кошке игрушки, мышке слезы».
Собственно, догадаться о происходящем на полотне несложно, очень уж талантливо художник показал эмоции своих героев.
Итак, барыня – очень богатая помещица, владеет двумя тысячами крепостных, привыкла открывать ногой дверь в приемной губернатора и требовать там устройства для своих протеже. Призванием своим считает помощь родственникам и свойственникам, которых пристраивает на разные теплые места, а также без конца занята перевоспитанием бедных девушек-сироток.
Перевоспитанным девушкам подыскиваются женихи, причем согласие не спрашивается ни у жениха, ни у невесты, достаточно расчета «мудрой» благодетельницы. Старуха видит в себе невероятный дар доброты, но окружающие уже начали прятать от нее незамужних дочерей, потому что пока ни один из устроенных браков не выглядит счастливым.
Молодой человек в военной форме - восемнадцатилетний единственный сын барыни, приехал из города после учебы. Очень интересуется любыми девушками и пытается приставать к каждой встречной, но пока страшно неопытен в таких манящих любовных делах.
Надежда – племянница дворецкого, сирота, не крепостная, поскольку ее родители были освобождены за заслуги перед господами. Очень целеустремленная девушка, живущая в ожидании, что благодетельница выдаст ее замуж за хорошего парня (чиновника), и тогда-то она станет прекрасной хозяйкой дома, не хуже настоящей дворянки.
Наденька прилежно учится манерам и наукам, чтобы не ударить в грязь лицом перед любым супругом, и очень стремится поддерживать кристально чистый моральный облик – это ее капитал.
Рыжая парочка – приятель барыни со странной фамилией Неглигентов и его племянник, крестник старухи. В пьесе не сказано, что старик Неглигентов – священник, но почему-то художник изобразил его таким (вообще, эта фамилия – изобретение Островского, выглядит как производная от латинского слова, так что вполне может быть показателем принадлежности к духовенству).
Поскольку молодой парень Неглигентов – крестник барыни, она уже пристроила его на непыльную должность, и вот теперь еще и хочет выдать за него Надежду. При этом всем вокруг известно, что молодой человек – никудышный, вопиюще глуп, необразован и уже пристрастился к спиртному, но барыня не хочет об этом и слышать.
Собственно, на картине изображена сцена, когда старуха объявляет свою волю – Надя выйдет замуж за Неглигентова, потому что он крестник, и потому что его дядя за него просит.
Надя в ужасе – вот для этого глупого пьяницы она так старалась и так блюла себя. Сыну барыни жаль Надежду, но мать не переспорить.
Дальше в пьесе события следующие: жених Неглигентов является к барыне в пьяном виде, и она, рассердившись за неуважение, передумывает и отказывает ему в руке Нади.
Но Надежда, осознавшая, что она во власти вздорной старухи, вместо радости от избавления от негодного жениха, отчаянно бросается в объятия молодому барину. Который, конечно, ошеломлен, но приходит в восторг от удачи.
На следующий день барыне докладывают, что Надя и ее сынок катались ночью на лодке и целовались, старуха в шоке от разврата и снова меняет свое решение – срочно велит все же выдать Надежду за пьяницу Неглигентова.
Молодой барин просит за девушку, но Надя выкрикивает, что заступников ей не надо, и она выйдет за кого ей сказано, потому что, если что, «пруд недалеко».
В общем, история совершенно в духе Островского. Что интересно, в его время всем было совершенно понятно, кто отрицательный герой, а кто «луч света в темном царстве», а сейчас все персонажи выглядят слегка безумными и истеричными, особенно главная положительная героиня.
Как думаете, друзья, получилось ли у художника правдиво проиллюстрировать историю Островского?
Еще по теме:
Что происходит на картине «Сватовство майора»