Найти тему
ЯДИЕЗ

Илья Рогачевский беседует с историком Юлианой Фюрст о ее новой истории советских хиппи и контркультуры бывшего СССР

Хиппи в летнем лагере в Гауе, Латвия, 1982 г. (Фото предоставлено архивом Г. Зайцева, Музей Венде, Лос-Анджелес)
Хиппи в летнем лагере в Гауе, Латвия, 1982 г. (Фото предоставлено архивом Г. Зайцева, Музей Венде, Лос-Анджелес)

Юлиана Фюрст — историк, специализирующийся на советских субкультурах. Она возглавляет отдел коммунизма и общества в Центре современной истории Лейбница в Потсдаме. Интерес Фюрст к советским контркультурам восходит к ее первой книге «Последнее поколение Сталина: советская послевоенная молодежь и возникновение зрелого социализма » (2010 г.), в которой исследуются антисталинистские молодежные организации, а также такие субкультуры, как стильяги. возникла после Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Более десяти лет Фюрст занимается исследованием советских хиппи и провел более 130 интервью с бывшими членами движения. Вдохновленные музыкой, модой и стилем жизни своих западных собратьев, хиппи СССР бросили вызов нормам своей социалистической среды и, несмотря на государственные репрессии, дожили до начала 1990-х как андеграундное сообщество. Проект также породил фильм «Советские хиппи» (Terje Toomistu, 2017), в котором Фюрст выступал в качестве исторического консультанта, и выставку в музее Венде в Лос-Анджелесе / Калвер-Сити в Калифорнии под названием «Власть социалистических цветов: советская культура хиппи летом» 2018 г. Ее последняя монография «Цветы сквозь бетон: исследования в советской стране хиппи» является первым комплексным исследованием этого явления в Советском Союзе. Он издается издательством Оксфордского университета.

Илья Рогачевский: Что привело вас к изучению советских хиппи?

Юлиана Фюрст: Меня интересует, что заставляет людей делать радикальные вещи. Конечно, радикализм относителен. Вы радикальны в зависимости от того, насколько суровы ваши ограничения. В более либеральном обществе вы должны пойти на большее, чтобы быть радикальным, чем в обществе, где вы очень ограничены, где достаточно отрастить длинные волосы и одеться определенным образом.

На Западе явление хиппи в значительной степени угасло к началу 1970-х годов, но в Советском Союзе хиппи просуществовали до распада СССР. Как вы думаете, почему субкультура была там такой устойчивой?

Эта стойкость, даже перед лицом преследований и сложных жизненных обстоятельств, действительно является заслугой так называемой системы, которая представляла собой разрозненную сеть хиппи. Все дело в том, что такие люди, как Юра Бураков, он же Солнце, в Москве, а позже авторитеты хиппи, такие как Гена Зайцев в Ленинграде, Сергей Москалев в Москве и Миша Бомбин в Риге, поняли, что должно было произойти, чтобы это движение более устойчивы к рассеянию, репрессиям и простому угасанию. Они сделали это, поддерживая сложную систему контактов через адресные книги, путешествия, летние лагеря, сочиняя свою собственную историю, создавая ритуалы. Они действительно начали оспаривать государственную монополию на память и культуру. По сути, они позаботились о том, чтобы их собственный народ знал, что они не одиноки. Они выжили, потому что создали сообщество.

Свобода была ключевой частью хиппи. Как советские хиппи определяли свободу?

В Советском Союзе свобода означала прежде всего свободу от вмешательства государства. На Западе свобода была тесно связана с антиматериализмом. Произошел отказ от материализма послевоенного поколения, бежавшего в быт. В Советском Союзе молодежь редко выступала против экономических привилегий. Конечно, в советских семьях были экономические различия, но эти различия, как правило, были результатом политических или социальных привилегий, дарованных вам государством, а не экономической доблести. Бунт фактически произошел против этой привилегии, потому что за нее нужно было платить лояльностью.

Поразительно, что многие молодые люди из очень привилегированных семей решили отказаться от этого. Некоторые из них пострадали, некоторые ассимилировались обратно в мир советских привилегий. Некоторые из них сломались, потому что последствия могли быть весьма серьезными, особенно если были замешаны наркотики. Почти все хиппи-мужчины находились в психиатрии, отчасти добровольно, потому что хотели уйти от службы в армии, отчасти по принуждению, потому что их считали непригодными для нормального общества.

Этот опыт тюремного заключения, тюремного заключения, принудительного лечения породил еще большее стремление к личной свободе. Если посмотреть на манифесты, написанные вокруг концепции свободы, особенно советским хиппи Юрой Диверсантом из Москвы, они часто сосредоточены вокруг свободы от физического вмешательства. Это, конечно, относится к арестам, стрижке волос (принудительно), но и к опыту лишения физических прав в психиатрических учреждениях.

Насколько важную роль идеология играла в культуре советских хиппи?

Было бы неправильно понимать хиппи как идеологическое явление. Только часть их самоидентификации проходила через идеологию. У меня есть одна глава, посвященная идеологии, за ней следует глава о кайфе (по-русски: кайф, кайф, удовольствие), и во многих отношениях ощущение было более важным для хиппи как самоидентификации. Они чувствовали себя хиппи, они не думали , что они хиппи. Но тогда, конечно, они не полностью отделены друг от друга.

Вокруг витали идеи, на которые они подписывались. Интересно то, что вполне можно было подписаться под противоречивыми идеями. Советским хиппи нравилась американская идея, которая, однако, была антиамериканской. Хиппи в Америке определяли себя как противники войны во Вьетнаме, против материализма и, в определенной степени, против Америки как имперской державы. Но [советским хиппи] на самом деле очень нравился Запад. Они думали, что американская музыка — это круто. Они думали, что американские хиппи — это круто. Так что же они сделали с этим антиамериканским элементом? Они как бы просто проигнорировали это.

Большая часть ваших исследований основана на личных интервью с бывшими хиппи. Могли бы вы поверить в достоверность их утверждений?

Это большой вопрос. Насколько мы можем доверять устной истории? Могу только сказать, что после десяти лет опроса более 130 человек у меня сложилось впечатление, что большинство людей хотят говорить правду такой, какой они ее помнят. Тогда вам придется работать с их субъективными взглядами, а не против них.

Говорили ли вы с кем-нибудь из бывших агентов КГБ, чтобы сбалансировать историю?

Оказывается, агентов КГБ найти гораздо труднее, чем хиппи. Письменные источники о хиппи со стороны государства в основном неинтересны, даже те из КГБ, к которым я мог получить доступ на Украине (через Украинский архив СБУ). Они повторяют одни и те же тропы снова и снова.

В конце концов я решила, что меня больше интересует, что хиппи думали о государстве, о самоорганизации и создании культуры, которые происходили в этом сообществе. Работа КГБ наиболее интересна, когда мы подходим к 80-м годам и получаем этот феномен куратора; где КГБ начинает более серьезно взаимодействовать с музыкальной сценой, потому что музыкальная сцена была мостом между более радикальным движением хиппи и гораздо большей частью молодежи. Они начали вырывать людей из этой культурной среды и говорить: «Хорошо, мы не хотим, чтобы вы предавали или выдавали информацию, мы хотим, чтобы вы дали нам оценку происходящего. Вы говорите нам, кого мы должны терпеть, а кого нет».

Роль хиппи-куратора, о которой вы говорите, кажется прямым следствием «несостоявшегося концерта» в Ленинграде. Можете ли вы рассказать об этом и о пути к полулегализации рока в СССР?

Не знаю почему, но кому-то в ленинградской киноиндустрии пришла в голову мысль, что нужно снять фильм, который был бы сотрудничеством Востока и Запада, с большой концертной площадкой, где советская молодежь танцевала бы под советскую и западную музыку. Они поместили объявление в "Ленинградскую правду" , ежедневную ленинградскую газету, что 4 июля 1978 года этот концерт состоится на Дворцовой площади - прямо в революционном сердце Ленинграда, где большевики штурмовали Зимний дворец, - и примет участие The Beach Boys. , Джоан Баэз, Сантана, Алла Пугачева и еще пара артистов. Небольшой отрывок из газеты был разослан по всей стране по информационному шоссе хиппи. Тем временем фильм отменили, но публике об этом никто не объявил.

В тот день тысячи людей собрались в ожидании концерта. Люди терпеливо ждали около двух часов. Площадь начала заполняться, и они начали скандировать: «Где наша музыка? Нам нужна Сантана! Мы хотим Аллу Пугачеву!» Само количество людей продемонстрировало властям, что хиппи не были изолированной группой в обществе. На площади было много хиппи, но было и много людей, которым просто нравилась рок-музыка. Это действительно превзошло все слои общества. Люди были очень нетерпеливы, а затем кричалки стали становиться все более политическими, пока не дошли до: «Долой Советский Союз! Мы хотим нашу рок-музыку!» Люди шли по Невскому проспекту, главной улице Ленинграда, и дело дошло до жестоких столкновений с полицией.

Настоящие беспорядки были подавлены в течение нескольких часов, но это произвело настоящий шок. Впервые в советской глубинке власти увидели, как музыка может мобилизовать молодежь и как она способна вызывать такие сильные эмоции, которые очень быстро могут обернуться против системы. Это определенно послужило толчком к тому, почему они начали действовать. Двумя наиболее известными примерами являются Ленинградский рок-клуб и Московская рок-лаборатория, где группам разрешалось играть вне официального канона, но под негласным контролем КГБ. Это дало клапан. Молодежь воспринимала клуб как молодежное пространство, и [кураторам] очень хорошо удавалось держать присутствие КГБ на заднем плане (они прятались как представители профсоюзов).

Как вы упомянули, музыка является неотъемлемой частью самоидентификации хиппи, и западные группы, в частности The Beatles, сыграли важную роль в определении образа жизни и стиля советских хиппи. В книге вы предполагаете, что хиппи проложили путь к распаду Советского Союза.

Не совсем, но я, конечно, соглашусь, что это был один из факторов, способствовавших исчезновению советской системы. То, что «Битлз» разрушили Кремль, — это, конечно, теория Лесли Вудхеда, которую он развивает в документальном фильме BBC (Как The Beatles потрясли Кремль , 2010) и последующей книге. The Beatles появились одновременно с технологическими новшествами, такими как магнитофон, который позволил людям записывать музыку, и увеличил поток товаров между Востоком и Западом. Наиболее важным предыдущим влиянием западной музыки был джаз, но джаз был сложной музыкой, особенно когда он отошел от свинга.

За последние 30 лет советской власти люди очень успешно выстроили альтернативную сферу, в которой режим нужен только как пугало. Следовательно, по-настоящему интересный вопрос заключается не в том, почему распался Советский Союз. Есть много факторов, начиная от экономики и заканчивая партийной политикой и такими личностями, как Горбачев. Что действительно интересно, так это то, как в январе 1992 года люди проснулись без Советского Союза и просто пошли дальше и сделали свое дело. Причина этого заключалась в том, что уже существовало много структур, поэтому, когда советская надстройка первоначально рухнула, мало что изменилось. Субкультуры служили маяками в таком обществе.

#МУзыка #хиппи #ссср #ссср распад #рок #ленинград #рок-клуб #субкультура #джаз #рок н ролл